Игры в антимонополию
Для большинства крупных американских и европейских авиакомпаний членства в одном из трех существующих глобальных авиатранспортных альянсов становится недостаточно. Компании активно ищут возможности для псевдослияний путем создания совместных предприятий. Однако подобные СП не могут функционировать без освобождения от антимонопольного регулирования.
Недавно объединившиеся авиакомпании Delta Air Lines и Northwest Airlines — члены альянса SkyTeam — получили разрешение на создание совместного предприятия с группой Air France — KLM с целью консолидации ресурсов на трансатлантическом рынке. Подобное СП объединяет и членов Star Alliance: United Airlines, Air Canada и Lufthansa, которые сейчас добиваются присоединения к ним Continental Airlines. Альянс oneworld тоже рассчитывает вступить в игру — входящие в него компании British Airways и American Airlines планируют совместное предприятие с испанской Iberia и уже подали заявку на освобождение этого СП от антимонопольного регулирования.
Все эти отраслевые СП не дают спокойно спать Джеймсу Оберстару, главе Комитета Конгресса по транспорту и инфраструктуре. Когда речь заходит об авиации, на Капитолийском холме к его голосу прислушиваются всегда. В феврале Оберстар представил законопроект, согласно которому, все существующие совместные предприятия, пользующиеся освобождением от антимонопольного регулирования, обязаны прекратить свою деятельность в течение трех лет, а авиакомпании, участвующие в них, должны заново подать заявки на одобрение этих СП. При этом, как предполагается, Главному контрольному управлению США будет поручено заново рассмотреть каждое такое СП с точки зрения выгоды для потребителей и определить, не стоит ли ужесточить критерии отбора кандидатов на освобождение от антимонопольного регулирования.
Оберстар утверждает, что совместные предприятия не служат общественным интересам, поскольку существенно ослабляют конкуренцию на рынке авиаперевозок. По его словам, СП искусственно завышают цены на билеты и ситуация только ухудшится, если будут удовлетворены рассматриваемые в настоящее время заявки.
"Освобождение от антимонопольного регулирования не должно быть окончательным и бесповоротным — это лишь временное послабление, сделанное в интересах общества", — говорит Оберстар. Поэтому, считает он, надо заставлять авиакомпании доказывать, что создание нового СП соответствует общественным интересам. Оберстар считает, что СП, освобожденные от антимонопольного регулирования, "явно работают в корпоративных интересах", но сомневается, что они служат обществу.
Очевидно, что планируемые изменения законодательства — большая беда для авиакомпаний, совместные предприятия между которыми уже освобождены от антимонопольного регулирования. Еще хуже ситуация складывается для тех перевозчиков, чьи заявки ожидают одобрения. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA и Ассоциация европейских авиаперевозчиков поддержали Ассоциацию авиатранспорта США (ATA), противостоящую законопроекту, который продвигает Оберстар.
Ведущий экономист ATA Джон Хаймлих говорит, что критики совместных предприятий в основном осуждают цены на авиабилеты и упускают из виду выгоды, приносимые отрасли в других сферах. Бытует мнение, что такие выгоды существовали бы и без освобождения от антимонопольного законодательства, однако, по его словам, это заблуждение. Поэтому, утверждает Хаймлих, авиатранспортной отрасли следует широко рекламировать преимущества совместных предприятий, не связанные с ценообразованием, которые могут исчезнуть при отмене освобождения от антимонопольного регулирования. В любом случае критикам пока не удалось доказать связь между сохранением освобождения и ростом цен на билеты, отмечает он.
Джон Байерли, заместитель помощника министра транспорта США, отмечает, что возможность освобождения от антимонопольного регулирования стала ключевым фактором в подписании многих соглашений об открытом небе — например, между США и Канадой. Глава British Airways Уилли Уолш убежден, что законопроект Оберстара станет отходом от либерализации рынка, достигнутой год назад в результате подписания соглашения об открытом небе между США и Евросоюзом.
Многие обозреватели полагают, что под давлением авиакомпаний предложение об отмене освобождения от антимонопольного регулирования в конечном итоге принято не будет, но Оберстар настолько убежден в своей правоте, что для того чтобы отвести угрозу от отрасли, придется сильно постараться.
Хотя освобождение от антимонопольного регулирования рассматривается в качестве паллиатива, позволяющего авиакомпаниям обходить жесткие ограничения на иностранные инвестиции, большинство американских перевозчиков не слишком активно поддерживали администрацию Буша в ее попытках смягчить правила иностранного владения. Однако возможные изменения антимонопольного законодательства заставили перевозчиков всерьез заволноваться. Они надеются, что даже если в законодательстве о владении не удастся достигнуть прорыва, по крайней мере сохранится существующая система.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent