Интермодальный узел
Oдин из аспектов глобальной конкуренции между системами воздушного транспорта заключается в формировании транзитных узлов-хабов, перераспределяющих пассажиро- и грузопотоки. В идеальном варианте все потоки должны стыковаться в пределах одного аэропорта, а еще лучше — одного терминала, однако исторически сложилось так, что многие крупные города мира, в том числе и Москва, обладают сразу несколькими обслуживающими их аэропортами, и переносить все перевозки в один аэропорт зачастую бывает нецелесообразно или невозможно (хотя есть и такие прецеденты — например, Берлин).
В случае существования нескольких аэропортов они, несмотря на очевидную конкурентную борьбу за клиентов-авиакомпании, совместно работают над привлечением трансферных пассажиров в авиаузел в целом (если пассажир прилетает в один аэропорт, а вылетает из другого, сборы за него получат оба аэропорта, а если делает пересадку в другом хабе, — то ни один). В этом смысле, например, корректно говорить о лондонском аэропортовом комплексе-хабе, хотя трансферный пассажиропоток в Хитроу гораздо больше, чем с Стэнстеде и Гэтвике.
Разумеется, как единый комплекс аэропорты могут работать только в том случае, если между ними организована быстрая и комфортабельная перевозка трансферных пассажиров, у которых рейсы прилета и отлета обслуживаются в разных аэропортах. Именно такой системы сейчас нет в Москве. Прежняя система автобусной связи между аэропортами и с центральным аэровокзалом разрушена и восстановить ее невозможно, поскольку состояние автомобильного движения в Москве и ее окрестностях не позволяет гарантировать время доставки пассажиров на автобусах. Более того, специалисты говорят о необходимости максимально снизить транзит пассажиров посредством наземного и подземного городского транспорта, чтобы по возможности сократить нагрузку на него. Были лет 50 назад и вертолетные перевозки на Ми-4, например, во Внуково, но сейчас это утопия.
Остается только железнодорожный транспорт. Вот почему так актуален проект создания транспортно-пересадочного комплекса "Каланчевский" (ТПК "Каланчевский", название рабочее), в осуществлении которого участвуют правительство Москвы, ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), ООО "Аэроэкспресс" и другие компании-партнеры. Новый транспортный узел, крупнейший в Европе, будет построен в районе трех московских вокзалов, в северной части Комсомольской площади, на месте станции пригородного сообщения Каланчевская и соединит железнодорожной инфраструктурой центр города с тремя главными аэропортами московского авиаузла (МАУ): Домодедово, Шереметьево и Внуково. Кроме того, там же будет размещен вокзал высокоскоростной магистрали (ВСМ), которая свяжет Москву и Санкт-Петербург.
Пересадочный комплекс "Каланчевский" возьмет на себя главную функцию перераспределения пассажиропотоков, причем как воздушных, так и наземных. В первом случае авиакомпании, летающие в разные аэропорты московского авиационного узла, смогут, заключив интерлайновые и специальные прорейтовые соглашения, стыковать свои рейсы, что открывает новые возможности для их коммерческого сотрудничества. Во втором случае пассажир, допустим, из Твери сможет добраться скоростным поездом до Ленинградского вокзала, переместиться в пересадочный комплекс, который будет соединен транспортными коммуникациями с вокзалами столицы, оттуда прибыть в аэропорт Внуково и далее в Сочи самолетом. При этом все этапы перевозки могут выполняться по единому билету и будет осуществляться перевозка багажа.
По словам представителя "Аэроэкспресса", специалисты компании изучили пассажиропотоки не только аэропортов, но и железнодорожного транспорта, прибывающего и убывающего с железнодорожных вокзалов столицы. Согласно проведенному анализу рынка пассажирских перевозок, ожидается значительный рост пассажиропотока аэропортов МАУ (свыше 40 млн пасс. в год), что отразится на загрузке имеющейся железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей доставку пассажиров между столицей и аэропортами. По прогнозам, с открытием нового транспортного узла ежегодный пассажиропоток через терминал "Аэроэкспресс" составит около 20 млн пасс., через вокзал ВСМ — 10 млн пасс.
В феврале 2010 г. в компании "Аэроэкспресс" внедрена система продаж электронных билетов, которая позволяет заранее приобретать билеты через собственный интернет-сайт, причем стоимость такого билета на 10% ниже, чем в билетных кассах компании. В стадии подготовки находится проект по продаже совместных электронных билетов "Аэроэкспресса" и ведущих авиакомпаний в одном пакете. Проезд будет осуществляться по маршрутной квитанции, в которой будут указаны параметры как авиа-, так и железнодорожной перевозки. Как говорят в "Аэроэкспрессе", тарифы на совместные электронные билеты будут устанавливаться в соответствии с внутренними договоренностями сторон.
В настоящее время рассматриваются различные варианты организации интермодального сообщения через Каланчевский узел. По словам представителей "Аэроэкспресса", с открытием ТПК "Каланчевский" компания продолжит осуществлять доставку пассажиров по прежним маршрутам: Белорусский вокзал — Шереметьево, Киевский вокзал — Внуково и Павелецкий вокзал — Домодедово. Кроме того, стратегия развития ООО "Аэроэкспресс" до 2012 г. предусматривает сохранение объемов перевозок на направлении Москва—Лобня в ближайшие два года на уровне 2009 г., когда суммарный пассажиропоток компании на рынке перевозок в Лобню составил 1,5 млн пасс. Изменения могут коснуться тарифов и графика движения поездов.
После открытия Каланчевского узла нельзя исключать и появления сквозных маршрутов между аэропортами, однако конечный вариант будет утвержден ОАО РЖД совместно с правительством Москвы. Пока планируется организация движения 45 пар поездов в сутки с 30-минутными интервалами.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent