Исландский пепел

Извержение "спавшего" до недавнего времени в Исландии вулкана Эйяфьятлайокудль спровоцировало крупнейший кризис в отрасли авиаперевозок, который, по различным подсчетам, принес больше убытков, чем последствия террористических атак в Нью-Йорке 9 сентября 2001 г. Сложившаяся ситуация спровоцировала множество вопросов как технических, так и административных. Первые значительные облака вулканического пепла стали распространяться в четверг 15 апреля. Сначала пришлось закрываться относительно небольшим аэропортам в Швеции, Ирландии, Шотландии, Северной Англии. Однако очень скоро сложности начались у крупнейшего в Европе хаба — лондонского аэропорта Хитроу. Его работу приостановили, отменив не только европейские, но трансатлантические рейсы, а также полеты на другие континенты. По мере распространения вулканического пепла свои воздушные пространства закрывали несколько стран Европы. Помимо Великобритании пострадали также Франция, Италия, Польша, Чехия, Литва и т. п. (многие государства закрывали лишь часть воздушного пространства и определенные высоты, вне которых полеты разрешались).
Радикальные меры объяснялись тем, что попадание вулканического пепла в двигатели самолетов может серьезно нарушить их работу. Это в свою очередь может привести к катастрофе. Однако после уик-энда без полетов крупнейшие европейские перевозчики заявили, что меры европейского руководства чересчур суровые, поскольку самолеты могут летать без существенного ухудшения положений по безопасности полетов. Air France — KLM провела испытательные полеты в вулканическом пепле, после этого перевозчик заявил, что самолеты могут эксплуатироваться в подобных условиях. Такие же тестовые полеты провел европейский производитель Airbus. Однако даже после этого администрации не спешили открывать воздушное пространство.
В то время как перевозчики ждали снижения активности вулкана, по всему миру возобновления перелетов ждали тысячи путешественников, которые не могли попасть домой либо уехать по делам или в отпуск из-за отмены рейсов. Длительная задержка сразу же вызвала острые дискуссии на тему того, кто должен платить за ожидания пассажиров. Европейская комиссия распространила заявление, согласно которому перевозчики обязаны оплатить дополнительное пребывание своих пассажиров в гостинице и компенсировать их повседневные расходы. Однако при этом пассажирам запрещалось требовать дополнительного возмещения морального ущерба из-за задержки. Но для авиакомпаний выполнение и этой меры было крайне сложным: по предварительным подсчетам, перевозчики потеряли из-за кризиса около 2,5 млрд евро. Дополнительные расходы лишь усугубили бы положение отрасли, которая тяжело пережила кризис. В итоге некоторые авиакомпании решили потребовать компенсаций с национальных правительств, однако до сих пор в Европе никто не объявлял о получении какого-либо финансирования. Скорее всего, чтобы нейтрализовать финансовые последствия извержения вулкана, перевозчикам потребуется несколько месяцев работы. Главное, чтобы за это время не случилось нового катаклизма.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2025 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.