IT на страже утечки доходов
Двойные и фейковые бронирования, фиктивные имена, номера недействительных билетов, пассивные сегменты, пассажиры из черных списков — явления, которые могут нанести ущерб бизнесу авиакомпании. Но существует интеллектуальная система, нацеленная на их выявление и призванная обеспечить максимальную доходность каждого рейса. И эта система — целостности доходов — российской разработки, вдумчиво созданная ведущим отечественным поставщиком информационных технологий для предприятий транспортной отрасли задолго до появления санкционного давления, успешно используется российскими операторами — и не только.
Система обслуживания пассажиров PSS Leonardo разработки компании "Сирена-Трэвел", занявшая после ухода зарубежных систем бронирования лидирующие позиции среди отечественных IT-решений для рынка авиаперевозок, продолжает свое развитие.
Помимо постоянного совершенствования основных компонентов, образующих инвенторное ядро системы (решает задачи хранения и независимого управления расписанием и ресурсами рейсов, управления продажами и автоматической ревалидацией билетов пассажиров при пересадке и др.), продолжается наращивание возможностей встроенных и автономных решений, среди которых достойное место занимает модуль целостности доходов (Revenue Integrity; RI).
Интеллектуальная система целостности доходов нужна для того, чтобы в автоматическом и интерактивном режимах выявлять и не допускать наличия на рейсе бронирований, не приносящих доход и "замораживающих" места на рейсах, по каким бы разнообразным причинам они ни возникали.
RI позволяет проверять наличие бронирований с истекшим тайм-лимитом на покупку билетов или каких-то дополнительных услуг, выявлять дубликаты как сегментов, так и имен пассажиров. Обнаружив такие случаи, система предлагает сценарии их исправления. В систему заложено порядка десятка базовых сценариев, которые проверяют качество имеющихся бронирований на определенном рейсе. Своевременное выявление двойных и ложных бронирований позволяет авиакомпаниям быстро произвести аннуляцию фиктивных заказов и вернуть занятые места в продажу.
Система достаточно гибко настраивается — в зависимости от того, на каком рейсе, каким источником, в каком классе создается бронирование. Можно настроить поведение системы так, как это представляется наиболее правильным для реализации бизнес-процессов, принятых в авиакомпании.
"Архитектурно RI является частью интерфейса инвенторной системы. Это отдельная база данных, по сути — отдельная система со своими процессами, но управленческий графический интерфейс включен в интерфейс инвенторной системы. База данных RI является репликой основной системы, и этот модуль может работать обособленно, с любым другим хостом при наличии информационного обмена. Последующая отгрузка каждой модификации бронирования из инвенторной системы в RI производится в реальном времени", — поясняют в "Сирена-Трэвел".
Система работает в интерактивном режиме. В момент формирования брони она немедленно копируется в базу данных RI, а вот в обработку оператору авиаперевозчика поступает с настраиваемой задержкой. Это делается для того, чтобы у заказчика (агента или потенциального пассажира у монитора) оставалось время для завершения манипуляций, введения дополнительных сведений, оформления билета и т. д.
Тайм-лимиты и иные процессы в RI могут настраиваться в зависимости от того, с какого канала продажи приходит бронь. При продаже через агента задержка может быть больше; при работе заказчика онлайн, например через сайт перевозчика, эта задержка перенастраивается до минимума.
Те бронирования, которые система определяет как однозначно фиктивные, могут быть автоматически аннулированы. Если же требуются дополнительные проверки, оператор может поместить такие случаи в очередь, чтобы отделив эти бронирования от общей массы, рассмотреть их и принять решение, что с этим заказом делать дальше.
Помимо контроля тайм-лимитов на оформление билета важной частью функционала является проверка дубликатных бронирований или дубликатных сегментов в одном бронировании. Такая ситуация может возникнуть, если пассажир обратился к нескольким агентам в поиске лучшей цены.
Система способна распознавать фиктивные имена и таким образом отсеивать тестовые бронирования.
Еще одна интересная функциональность: систему можно научить выявлять дубликатные PNRs — бронирования одного пассажира с одним пунктом назначения из рядом расположенных аэропортов вылета. Система способна также выявлять идентичные или взаимоисключающие сегменты в одном PNR.
Revenue Integrity может проводить постобработку рейса, выявляя неявку пассажиров на рейс и обращая внимание авиакомпании на то, что этот пассажир, скорее всего, не сможет воспользоваться последующим стыковочным сегментом, который можно аннулировать.
Система облегчает работу с групповыми бронированиями. Здесь можно устанавливать общий тайм-лимит на оформление билетов, а также ограничение времени на внесение всех имен пассажиров группы. Возможно выявление агентов, бронирующих группу в виде индивидуальных бронирований.
В функционале системы есть процедура под названием "Чёрнинг" (Churning), которая выявляет и устраняет попытки повторного бронирования без выписки билета. Такие ситуации возникают, когда агент произвел бронирование, но если он по каким-то причинам не укладывается в установленный ему авиакомпанией тайм-лимит на оформление билета, аннулирует эту бронь и немедленно производит повторное бронирование, устанавливая тем самым новый тайм-лимит. Систему можно настроить так, чтобы она не только предотвращала подобные попытки, но даже и в качестве наказания отключала агента от возможности бронирования на данную авиакомпанию.
Относительно новая часть функционала — запрос дополнительных данных о пассажире. Авиакомпания может решить, какая именно информация о пассажире в брони является обязательной (например, номер мобильного телефона для связи), и в случае отсутствия этой информации система направит запрос автору формирования брони.
Не будет лишним и такой функционал системы, как проверка пассажиров на наличие их имен в условно черных и белых списках. Черный список содержит имена тех, с кем у авиакомпании был негативный опыт общения в прошлом, и авиакомпания имеет возможность закрыть возможность бронирования для такого пассажира. Белый лист — это список тех пассажиров, которые интересны и важны для данной авиакомпании; система обратит внимание авиаперевозчика на то, что такой пассажир ожидается на рейсе.
Система дает автоматизированный, качественный и масштабный инструмент, который при правильной настройке бизнес-процессов у перевозчика практически не оставляет на рейсе места, не имеющие оплаченного пассажира.
Разработчики отмечают, что система позволяет повышать фактор занятости кресел и более грамотно вести политику "овербукинга", сокращать неявку на рейс и связанные с этим излишние затраты на обслуживание отменившегося пассажира, бороться с недобросовестными агентами. Уменьшается загрузка персонала авиакомпании и снижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором.
Коммерческое использование системы началось в 2016 году; к настоящему времени ее использует целый ряд авиаперевозчиков, в том числе "ЮТэйр, "Россия", "Аврора", "Северный ветер", "Икар", "Якутия" и другие.
"У каждого из перевозчиков в его операционной деятельности, в бизнес-процессах есть свои особенности, — поясняют в "Сирена-Трэвел". — Из-за этого некоторые авиакомпании ряд IT-систем, в том числе и RI, предпочитают разрабатывать самостоятельно или с помощью подрядчиков. Другие, будучи нашими пользователями, обращаются к нам с пожеланиями доработок, которые позволят лучше соответствовать их требованиям, и мы стараемся их удовлетворить — именно такая обратная связь является драйвером дальнейшего развития системы".
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.