К вопросу об обязанности эксплуатанта получать в МАК сертификат типа на импортируемое иностранное воздушное судно
На протяжении ряда лет российские авиационные предприятия сталкиваются с многочисленными проблемами при импортировании иностранных воздушных судов для эксплуатации их на территории Российской Федерации. Не секрет, что большая часть этих проблем вызвана не соответствующими законодательству РФ действиями либо бездействием со стороны уполномоченных государственных органов, например, попыткой незаконно возложить на эксплуатантов дополнительные обязанности по сертифицированию воздушных судов или признанию таких сертификатов. Однако, система норм международного воздушного права и воздушного законодательства Российской Федерации позволяет правомерно внести воздушное судно в эксплуатационные спецификации сертификата эксплуатанта при наличии выданных иностранным государством регистрации воздушного судна свидетельства о регистрации воздушного судна и сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам), без необходимости предоставления сертификата типа, выданного или признанного Межгосударственным авиационным комитетом.
Такой вывод позволяют сделать положения, закрепленные в Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (далее - Конвенции), в их системной взаимосвязи с положениями пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 3 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - Воздушный кодекс), что можно подтвердить следующими доводами.
Согласно статье 17 Конвенции, воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Следовательно, государством регистрации воздушного судна являются Бермуды. В соответствии со статьей 29 Конвенции, "каждое воздушное судно Договаривающегося государства, занятое в международной навигации, в соответствии с условиями, установленными настоящей Конвенцией, имеет на борту следующие документы:
- a) свидетельство о его регистрации;
- b) удостоверение о его годности к полетам;
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
Комментарии
Черкасов
пн, 04/02/2013 - 12:39
Браво, Александр Хрипунов!
Ваша статья должна произвести эффект разорвавшейся бомбы! Но ждите ответной реакции МАК, они так просто свою привилегию не отдадут.
Кстати, выходит не было оснований не давать добро Аэрофлоту на использование Б-777-300ER? Интересно, проглотит Аэрофлот скандал с задержкой введения в эксплуатацию Б-777-300ER после Вашей статьи?
С выводами Вашего аналитического исследования полностью согласен.
Botya
пн, 04/02/2013 - 13:37
Не спец в отраслевом законодательстве, но... Как юрист.
1. Автор не убедил, что конвенциальные документы позволяют не проводить процедуры валидации в рамках внутреннего регулирования.
2. После того, как прочитал, что автор пытается приписывать п. 3 ст. 15 Конституции, вообще пожалел, что прочитал эту заметку и даже пытался что-то запоминать из путаного сказания и разбираться. Я, конечно, понимаю, что прямая цитата ст. 15 убила бы пассаж про "регистрацию" и "опубликование", но как-то скромнее надо быть в стремлении выдать желаемое за действительное.
Между прочим, к юридическим лицам неопубликованно-незарегистрированное тоже не применяется, но это следует совсем не из Конституции.
МАК - структура междгосударственная, полномочия определены в документе, который с т.з. юрсилы ничем не отличается от зацитированных автором (скорее даже мощнее в силу принципа относительной юности по сравнению с указанными).
Черкасов
пн, 04/02/2013 - 15:28
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Ну и что тут неясного? Автор исследования абсолютно прав в своих толкованиях.
Botya
ср, 06/02/2013 - 09:38
Александр Ч., автор высказывания, медленно уполз в норку, поскольку его отправили учить матчасть. В нашей профессии (кстати, странно что принято считать наоборот) передергивание нормы серьезный моветон, ведь читать могут и те, кто понимают.
Специально для Вас (не эксклюзивно, поскольку Конституцию родной страны должны знать все, а не только юристы!).
Всенародно в декабре 1993 года предусмотрели опубликование нормативных актив, затрагивающих "права, свободы и обязанности человек и гражданина". Хозсубъект в эту категорию не попадает! Это если без дополнительного толкования непонятно (предполагаю, что сами прочитали прежде чем цитировать) с одного раз непонятно.
А в остальном - приоритетизация международных договоров (я так понимаю, что МАК на полном серьезе считает, что может и должен выдавать сертификаты) штука настолько занятная, что не всегда ведома даже студентами юридических специальностей популярных экономических ВУЗов. Но для этого есть старшие товарищи, вроде опытных коллег.
Если международными соглашениями о МАКе таковое действо было предусмотрено, и такие соглашения увидели свет позднее процитированных студентов (все международные договоры в одной категории с т.з. юридической силе (это Вам с т.з. второй части цитаты) и их "крутность" определяется исключительно "молодостью" - то соглашение, которое подписано позднее, то и круче).
Я не думаю, что документы МАКа студенты ВШЭ писали, чтобы столь яркие ляпы пускать.
Если же соглашения о МАКе вообще не предусматривают генерирование подобных документов (сертификатов), то студент может получить у приличного преподавателя четверку с минусом, поскольку в своем исследовании этот вопрос не отразил/изучил.
Vlad Konstantinov
ср, 06/02/2013 - 02:19
Кажется в статье присутствуют неточности. Думаю, нужно было показать ее перед опубликованием кому-нибудь из экспертов.
APZ
ср, 06/02/2013 - 11:26
Какой смысл в этих обсуждениях?
"...пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет." (П.П.Шариков).
Дворкович цыкнул - и 777-300ER спокойно полетел без всякого сертификата МАК.
А вы тут про Конституцию. :)
Botya
ср, 06/02/2013 - 12:33
Подставили вице-премьера и Росавиацию... раздолбаи из АФЛ, которые не мониторили ситуацию с сертификацией и не гонялись с дубиной за Боингом, вальяжно на эту процедуру зашедшим. И чего все в В.Савельева такие влюбленные?
В сухом остатке вице-премьер во всеуслышание (лично я не видел, но все ссылаются именно на Аркадия Владимировича)потребовал нарушить "закон". Росавиация его предположительно нарушила. Неутешительный вывод: Росавиация боится не исполнить указание вице-премьера больше, чем нарушить "закон".
Что касается упражнения студента ВШЭ. Повторюсь, что не спец в отраслевом регулировании авиации, но ВК и международные соглашения ваяют не то, что не студенты этого модного экономического ВУЗа, а даже и не выпускники. Сильно не погрешу даже если предположу, что нормативку МАКа формировали в момент зачатия такого образовательного новообразования, как ВШЭ.
Черкасов
ср, 06/02/2013 - 12:18
Один из собеседников "Ъ" уточнил, что система норм международного воздушного права и воздушного законодательства РФ позволяет внести самолет в сертификат эксплуатанта при наличии удостоверения о годности к полетам, выданного иностранным государством регистрации воздушного судна (в данном случае это был авиарегистр Бермудов), без необходимости предоставления сертификата типа, выданного или признанного МАК. Об этом, в частности, говорится в Чикагской конвенции 1944 года, имеющей приоритет над воздушным законодательством РФ. Так, в приложении 8 конвенции не указывается, что за государством эксплуатанта закреплено обязательство выдавать сертификат типа или признавать выданный государством разработчика сертификат типа.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий считает, что сложившаяся ситуация ставит вопрос о том, насколько оправданна существующая в России внутренняя процедура сертификации. Логика международного права, отмечает эксперт, свидетельствует о том, что условия российского законодательства "несколько избыточны", тем более когда речь идет о самолетах, сертифицированных во всем мире и эксплуатирующихся большим числом авиакомпаний.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2121181
Botya
ср, 06/02/2013 - 12:38
Ссылка на собеседника сильно на эту статью.
Вот такая вот потемкинская деревня - кто-то один где-то прокукарекал и понеслось по всем СМИ, которые теперь будут ссылаться на придуманных собеседников, имея в виду "прочитанное где-то".
Рад оказаться неправым, но, как говорят доктора, уверен, что именно нам "почастливилось" быть знакомым с нулевым пациентом (собеседеником).