Качество или прибыль?
Пьер СПАРАКО
Стратегическое планирование в отношении парижских аэропортов бездарно? Такой вопрос волей-неволей приходится задавать, ознакомившись с отчетом, опубликованным французской Счетной палатой.
Главная мысль документа, полного критических замечаний, такова: компания Aeroports de Paris (ADP), управляющая парижскими аэропортами им. Шарля де Голля и Орли, а также несколькими аэродромами авиации общего назначения в окрестностях Парижа, предоставляет пассажирам услуги неудовлетворительного качества, несмотря на то что аэропортовые сборы недавно были повышены.
Отчет Счетной палаты, впервые проанализировавшей работу аэропортов, косвенным образом затрагивает актуальный вопрос: что для аэропорта главное — предоставлять авиакомпаниям и пассажирам услуги надлежащего качества или, будучи как-никак коммерческой структурой, любой ценой добиваться возврата инвестиций и прибыли?
Париж — ключевой пункт в системе авиаперевозок Франции. Здесь сходится огромное количество не только международных, но и внутренних рейсов; прежде всего, речь идет о направлении север-юг (популярные рейсы в Тулузу, Ниццу и другие города). По данным Ассоциации французских аэропортов, в прошлом году через аэропорты Парижа прошло 143,5 млн пасс. и 2,4 млн т груза. Только аэропорты им. Шарля де Голля и Орли вместе пропустили 86,4 млн пасс., что на 4,7% больше, чем в 2006 г.
Очевидно, что ADP такая ситуация крайне выгодна. Хотя государству все еще принадлежит контрольный пакет акций компании (68,4%), руководство ADP свободно применяет стратегию развития, ориентированную на получение прибыли, и планирует в дальнейшем увеличивать доходы. В прошлом году выручка компании возросла на 10,4%, достигнув 2,92 млрд евро, а чистая прибыль по сравнению с 2006 г. увеличилась на 13,5%.
В послании акционерам председатель и исполнительный директор ADP Пьер Граф с гордостью отмечает, что рентабельность компании повышается за счет непрофильной деятельности — в частности, работы с недвижимостью. Сейчас ADP строит в аэропорту Орли гигантский бизнес-центр, который планируется открыть в 2011 г. Под его крышей разместятся офисы на 10 тыс. работников, а также конференц-центр и четырехзвездочная гостиница. "Цель данной программы — создание оживленного делового комплекса всего в 10 минутах от воздушной гавани города", — говорится в заявлении ADP. При этом основная задача компании — управление аэропортами — в документе даже не упоминается.
Выходит, что предприятие, управляющее аэропортами, ради получения прибыли пренебрегает своими прямыми обязанностями? Счетная палата подвергла жесткой критике качество услуг, предоставляемых ADP: в аэропортовых терминалах не хватает информационных указателей, пассажиропотоки плохо организованы, службы безопасности справляются со своей работой неудовлетворительно, на пунктах иммиграционного контроля вечные очереди. К тому же в часы пик не хватает телетрапов и самолеты все чаще вынуждены парковаться на удаленных от терминалов стоянках, куда пассажиров доставляют в переполненных автобусах.
Железнодорожный экспресс из города в аэропорт им. Шарля де Голля, согласно существующим планам, запустят не ранее 2012 г., хотя о его необходимости говорят с момента открытия аэропорта в 1974 г. Пока же пассажирам приходится добираться до аэропорта по перегруженному шоссе.
В аэропорту Орли транспортная проблема стоит еще острее. Станция метро, построенная 50 лет назад под главным пассажирским терминалом, так и не открылась, а поезда городского управления пассажирского транспорта останавливаются в нескольких километрах от аэропорта.
Счетная палата признает, что не одна ADP ответственна за трудности аэропортов. В отчете указаны недоработки и других сторон — например, в часы пик в терминалах не хватает полицейских. Кроме того, программу авиационной безопасности, внедренную иммиграционными властями, Счетная палата сочла дискриминационной, что стало для многих неожиданностью. Программа позволяет пассажирам первого и бизнес-класса Air France проходить зону иммиграционного контроля быстрее, чем остальным, не тратя времени в очередях. По мнению Счетной палаты, это ущемляет базовое право пассажиров на равное обращение, поскольку критерием отбора является цена авиабилета.
Очевидно, парижским аэропортам необходима совершенно новая стратегия работы, чтобы оправдать ожидания пассажиров.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS