Какой станет российская отрасль воздушного транспорта?
ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Российская гражданская авиация переживает беспрецедентный кризис за всю свою историю. В условиях почти полного отсутствия официальной статистики хотя бы частично оценить ситуацию позволяют данные, прозвучавшие недавно на общем собрании российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). За январь–май 2022 года было перевезено 31,6 млн пасс., что на 4,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года (33 млн пасс.). Пассажирооборот составил 73,1 млрд пкм, рост по сравнению с 2021 годом (67,2 млрд пкм) составил 8,8%. Средняя дистанция полета выросла с 2036 до 2313 км, что на 13,6% больше. Это увеличение, как и в целом неплохие показатели за январь–май, достигнуто за счет резкого (на 38,0%) роста перевозок в январе–феврале за счет ослабления антиковидных ограничений и восстановления дальнемагистральных маршрутов.
Вместе с тем с марта по май объемы авиаперевозок существенно сократились. В марте падение общего пассажиропотока год к году составило 20,0% (5,2 млн пасс. против 6,5 млн в 2021 году), в апреле — 27,7% (5,2 млн против 7,2 млн), в мае — 25,0% (6,6 млн против 8,8 млн). Международные перевозки за этот же период сократились на 25,8% — с 3,1 млн пасс. до 2,3 млн пасс.
Операционные убытки, понесенные российской гражданской авиацией в I кв. 2022 года, составили рекордные за восемь лет 61,1 млрд руб. За полугодие убытки еще не подсчитаны.
НЕИЗБЕЖНОСТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Представленные данные характеризуют количественные проблемы, с которыми столкнулись российские авиакомпании, но вероятно, еще более важны качественные проблемы. Впервые кризис связан не с преходящими экономическими спадами (у отрасли уже есть неплохой опыт их преодоления), а с вызванным внешними ограничениями радикальном изменении ландшафта, в котором вынуждена работать российская отрасль воздушного транспорта. Глобальные задачи остались прежними: поддержание в сложившихся условиях необходимого уровня безопасности полетов и обеспечение транспортной доступности, сохранение финансовой устойчивости и конкурентного рынка воздушных перевозок. Однако решать их традиционными способами уже не получится — по крайней мере, в более или менее обозримой перспективе.
КАКОЙ СТАНЕТ РОССИЙСКАЯ ОТРАСЛЬ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА?
Этот вопрос перешел из области теоретической футурологии в самую злободневную практическую плоскость. Поискам ответов на него посвящен форум "Крылья будущего", который состоится в Москве 25 октября. Это уже 20-й форум, ставший за годы его проведения общепризнанной и самой авторитетной площадкой для встречи профессионалов отрасли воздушного транспорта. Однако впервые он будет проводиться в таких условиях.
У участников отрасли возникло и продолжает возникать множество проблем и вопросов, не имеющих пока однозначного ответа. Острые сиюминутные задачи, требующие безотлагательного решения, резко сужают горизонты планирования, однако утрата стратегического видения таит чрезвычайные риски вплоть до системного кризиса.
Вот почему становится гораздо более востребованным коллективный отраслевой анализ сложившейся ситуации и возможных путей развития. Обсуждение самых важных и принципиальных вопросов, затронутых в ходе сессий и панельных дискуссий форума "Крылья будущего", будет продолжается в неформальной обстановке коллективного нетворкинга.
Пропустить в этом году форум "Крылья будущего" едва ли возможно, поскольку вопросы будущего российской гражданской авиации стоят сейчас как никогда остро.
КОНТАКТЫ
Участие
Юлия Пузырева: +7 (968) 363-10-04; y.puzyreva@atoevents.ru
Программа
Анастасия Замотина: a.zamotina@atoevents.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent