Киоски не вечны
Российские аэропорты, несмотря на прошлогоднее падение пассажиропотока, не остановили полностью модернизацию инфраструктуры. По словам Ильи Буркина, директора по продажам компании SITA в России и странах СНГ, интерес к технологиям со стороны аэропортов оказался даже выше, чем ожидалось. В SITA объясняют подобную динамику тем, что к более решительным действиям аэропорты подталкивают перевозчики, модернизирующие свой бизнес.
АТО: Сложности в отрасли авиаперевозок неизбежно ударили по поставщикам IT-решений — участникам этого рынка. Насколько остро SITA столкнулась с этой проблемой?
И. Б.: Все, конечно, в той или иной мере пострадали, наша компания не исключение. Но мы достаточно давно работаем на рынке и понимаем, что он развивается циклически. Поэтому мы смогли заранее предугадать падение и подготовиться к нему. У нас упали доходы от решений, где выручка генерируется от количества перевезенных пассажиров, — систем резервирования, управления пассажирскими перевозками. Но SITA постаралась усилить портфолио в области телекоммуникационных решений и сервисов для аэропортов, это компенсировало падение в сегменте авиакомпаний.
АТО: Падение для вас было предсказуемым, но были ли в ходе кризиса тенденции, которых вы не ожидали?
И. Б.: Если говорить о России, то здесь выше наших ожиданий оказался интерес аэропортов к внедрению новых технологий. Мы знали, что так должно произойти, но не предполагали настолько быстрое развитие. Я думаю, это связано с тем, что в последнее десятилетие перевозчики, например "Аэрофлот", S7 Airlines, "Трансаэро", активно инвестировали в свое развитие. В то же время инфраструктура аэропортов к их развитию не была готова, из-за этого авиакомпании пока не могут предоставлять одинаковый уровень сервиса во всех аэропортах России, куда они выполняют свои рейсы. Соответственно, они и подталкивают аэропорты к совершенствованию.
АТО: Но до сих пор проводить какую-либо модернизацию инфраструктуры удавалось лишь крупным аэропортам, у небольших на это просто нет средств.
И. Б.: Я думаю, что уже сейчас это не совсем так. Если мы возьмем, например, "Новапорт", то у него в управлении из крупных активов лишь новосибирский Толмачево. А все остальные — небольшие аэропорты, которые нужно развивать не только экономически, но и технически. Наши решения в той или иной степени там уже присутствуют, но сейчас "Новапорт" разрабатывает стратегию комплексного развития, идет утверждение инвестиционной программы. Разумеется, мы хотим участвовать в этом проекте.
АТО: Что вы сейчас чаще всего предлагаете российским аэропортам, учитывая, что технологии развиваются стремительно?
И. Б.: Все зависит от аэропорта, от того, какие авиакомпании туда летают. Взять, к примеру, аэропорты Сочи и Барнаула. В первый раньше летали в основном отдыхающие, а сейчас в этом направлении растет поток бизнес-пассажиров. Во втором также есть бизнес-пассажиры плюс те, кто летает один-два раза в год. При том количестве авиакомпаний, которые летают в Сочи, аэропорту интересны киоски, поскольку это позволит разгрузить инфраструктуру в пиковые часы. А аэропорту Барнаула самому покупать их не выгодно. Возможно, он договорится с авиакомпаниями, выполняющими рейсы в Алтайский край, и установит киоски за счет перевозчиков, которым они нужны.
АТО.: Какие из решений будут наиболее востребованы в аэропортах?
И. Б.: Конечно, это различные варианты для саморегистрации, платформы общего пользования, то есть то, что позволяет аэропорту экономить на инфраструктуре. Инвестировать в эти решения значительно дешевле, чем инвестировать в физическое расширение терминала.
АТО.: Сейчас параллельно развиваются и киоски саморегистрации, и решения по оформлению пассажиров в Интернете. Возможно ли, что Интернет рано или поздно сделает киоски невостребованными?
И. Б.: Да, в перспективе такой сценарий вполне возможен. Все эволюционирует и развивается. Не исключено, что в ближайшее время киоск заменит мобильный телефон: пассажиры просто будут получать на него штрих-код, присвоенный выбранному рейсу, и проходить все процедуры в аэропорту только с помощью телефона. Разумеется, ничто не стоит на месте.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS