Ключевые риски в области госуправления гражданской авиацией
B течение прошедших 10 лет в авиатранспортной отрасли РФ происходили институциональные изменения, носившие разнонаправленный характер. Деятельность Минтранса по повышению качества законодательной базы привела к устранению ряда избыточных норм (таких, как снятие таможенных пошлин на приобретение ВС иностранного производства, разрешение невозвратных билетов, внедрение электронной регистрации пассажиров, освоение e-freight и пр.) и позволила существенно повысить эффективность коммерческой деятельности в области ГА. Вместе с тем ряд других шагов со стороны регулирующих органов привел к ограничению доступа на рынок новых участников, усилению рыночных перекосов, выраженной тенденции к концентрации и монополизации на рынке, к стагнации и деградации в секторе авиации общего назначения. Можно говорить о том, что при определенном улучшении нормативной базы практика регулирования рынка далека от эффективности и формирует устойчивые риски, которые могут привести к негативным последствиям для отрасли как в долгосрочной, так и в средне- и краткосрочной перспективе. При этом законодательная база в области авиатранспорта также нуждается в существенной корректировке, а возможно, и в принципиальном изменении.
В целом среди таких регуляторных рисков можно выделить несколько основных направлений.
Ограничение конкуренции
Тенденция концентрации на рынке коммерческих перевозок, выраженная с 2011 г., была во многом определена решением о передаче "Аэрофлоту" авиакомпаний, находящихся в госсобственности. При кажущейся рациональности такого шага это на практике дало группе компаний "Аэрофлот" рыночную силу, которая позволяет ей явно доминировать на рынке, почти в 5 раз превышая по объему перевозок ближайшего преследователя. Дискуссии о методах по сохранению и развитию конкуренции в отрасли ведутся не первый год, однако эффективных механизмов пока предложено не было.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
- Commercial aviation safety in Russia remains in line with the global trend – Rosaviatsia
- Russia’s Azur Air carried more than 1 million passengers in six months
- Aeroflot’s traffic climbs as group improves its sustainable development indicators
- Russia’s aviation authorities anticipate seven per cent traffic decline in 2024
- Russian airlines’ traffic to BRICS countries short of 50% of the pre-pandemic level
- Aeroflot’s financials outperform pre-pandemic results