Код-шеринг: зачем авиакомпаниям совместное использование рейсов, и что это дает пассажирам
Kупив билет "Аэрофлота" на рейс Москва—Париж, пассажир может обнаружить себя на борту самолета авиакомпании Air France. Более того, пассажир из Берлина может купить билет авиакомпании Air Berlin, например, в Екатеринбург, хотя сама немецкая авиакомпания в Екатеринбург вообще не летает. Просто в Москве, в аэропорту Домодедово, этот пассажир пересядет (со вторым посадочным талоном, полученным при регистрации в Берлине) на рейс авиакомпании S7 Airlines Москва—Екатеринбург.
Подобные перевозки выполняются авиакомпаниями в рамках договоров код-шеринга (совместной эксплуатации воздушных линий). В этом случае рейс выполняется одним из перевозчиков, который называется оперирующим партнером, а другая авиакомпания (или даже несколько) выступает на этом рейсе в роли маркетингового партнера. Рейс выполняется под кодами обеих авиакомпаний, в чем можно убедиться, посмотрев на табло аэропорта. В первом из наших примеров двойной код, составленный из двухбуквенных кодов IATA, будет выглядеть как AF/SU, во втором — S7/AB. Билеты на код-шеринговый рейс продают обе авиакомпании-партнера через собственные сети.
Код-шеринговые соглашения дают авиакомпаниям ряд преимуществ, которые, в свою очередь, реализуются в виде преимуществ для пассажиров. Впрочем, иногда эти преимущества могут превратиться и в недостатки, но об этом позже.
Расширение возможностей
Код-шеринг — это коммерческий механизм, позволяющий авиакомпаниям расширить свою маршрутную сеть за счет виртуальных сегментов, на которых авиакомпания сама не летает, но пассажиров перевезти может. То есть если пассажир хочет лететь из пункта A в пункт B, авиакомпания должна ему такую услугу предоставить. При этом у авиакомпании нет необходимости всюду выполнять рейсы самостоятельно — это повлекло бы большие издержки, поскольку собственный прямой пассажиропоток на этом маршруте у перевозчика, скорее всего, невелик. А чересчур дорогую услугу продать не получится. Поэтому лучше доставить пассажира в пункт C, где пересадить его на рейс код-шерингового партнера. Для пассажира это будет выглядеть как обычный рейс с пересадкой, поскольку летит он по одному билету. Благодаря код-шеринговому соглашению ответственность за пассажира берут на себя обе авиакомпании. Ведь, в принципе, он мог бы самостоятельно приобрести два билета на разные авиакомпании из пункта A в пункт C и затем из пункта C в пункт B, но тогда вторая авиакомпания не имела бы об этом пассажире никакой информации и, если бы рейс из пункта A задержался, сочла бы его просто не явившимся на свой рейс. Так что для пассажира наличие код-шерингового соглашения означает удобство и надежность перевозки.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
Комментарии
Rust2008
пн, 09/04/2012 - 19:50
Спасибо, интересная и полезная статья!
Хотелось бы также почитать и о недостатках код-шеринговых соглашений, в частности, для пассажиров.
alterae
пн, 09/04/2012 - 22:16
Основной недостаток, как написал Алексей - в искусственном ограничении емкостей на "закрытых" рынках или в целенаправленном увеличении совместной доли на "открытых" рынках. А увеличение доли или искусственное ограничение емкостей на рынке, как известно, ведет к проявлению рыночной власти - т.е. осуществлению более жесткой ценовой дискриминации.
Простыми словами возможна ситуация когда дорого становится летать на таких направлениях. Москва-Париж - прекрасный пример "закрытого" рынка, Москва-Вена (код-шер UN и OS) - прекрасный пример "открытого" рынка.
Дядя
вт, 10/04/2012 - 18:25
к терминологии. Соглашение код-шер это не "совместная эксплуатация воздушных линий". Это просто совместное использование кодов.
Под совместной эксплуатацией понимается немного другое- когда авиакомпании на линии делят между собой доходы и расходы по рейсу.Совмещение кодов тоже присутствует.
Rust2008
ср, 11/04/2012 - 17:12
Что значит - совместное использование кодов?
Дядя
ср, 11/04/2012 - 14:32
В последнее время авиационные власти усиливают контроль за инфомированием пассажиров о фактическом операторе код-шерного рейса. Пассажир должен четко знать на рейс какой авиакомпании он покупает билет. Не на чей "шильдик", а на чей борт. Это позволит избежать дезориетации пассажира и предотвратит некоторые довольно частые жалобы.
И второе- вопрос ответственности перевозчика. Здесь очень много неясного.
S3rious
пт, 13/04/2012 - 14:53
Код-шеринг - это финансовый и экономический институт. По вопросам ответственности, обязанностей, рисков для паксов необходимо исходить из его юридического содержания.
В каждой стране по-разному. Можно называть код-шеринг как угодно и Соглашение о совместном использовании авиалиний, Соглашение о совместной эксплуатации авиалиний, Соглашение о совместном использование кодов, Соглашение о совместной программе перевозок, Соглашение о предоставлении блока мест.
Все это всего лишь слова, с точки зрения закона (гражданского кодекса) важно фактическое содержание правоотношений между авиакомпаниями. А они в целом таковы, что код-шеринг с точки зрения закона это агентский договор и возмездное оказание услуг, в отдельных моментах можно говорить о том, что к код-шерингу могут применяться также нормы ГК РФ о простом товариществе (совместной деятельности).
Поэтому, если правильно применять закон можно понять, что это - код-шеринг и с чем "его едят" - объемы ответственности, обязательства.
PS По тексту замечание: код-шеринговые отношения могут служить примером аутсорсинга в авиации только с финансово-экономической точки зрения, с юридической точки зрения это никаким примером не служит.