Кофейная гуща по-французски
Французское аэрокосмическое исследовательское агентство ONERA составило план развития отрасли до 2050 года. Четыре возможных сценария отражают перспективы и подводные камни технологической модернизации воздушного транспорта.
Что значит словосочетание "долгосрочная перспектива" применительно к гражданской авиации? Предположим, от 2050 г. и дальше, учитывая, сколько времени необходимо на внедрение новых технологий и превращение новаторских идей в проверенные системы. Нередко техническому прогрессу сопутствуют недоразумения и неразбериха, особенно когда ученые и инженеры сходятся лоб в лоб с финансистами.
Несмотря на такие трудности, футурологи из французского аэрокосмического исследовательского агентства ONERA полагают, что сейчас самое время начать готовиться к "квантовому скачку" в области воздушного транспорта. А 40 лет — релевантный временной отрезок для построения прогнозов, если принимать во внимание ведущиеся разработки следующего поколения ВС и силовых установок, изменения в системе ОрВД, изменение ситуации с энергоресурсами и экологическими ограничениями. Рассматривать более срочную перспективу не столь целесообразно, поскольку новые типы ВС, такие как Boeing 787 или Airbus A350XWB, а также современные серийно выпускаемые самолеты (обновленные версии 737 и А320) будут превалировать на рынке еще долгие годы. По крайней мере, их эксплуатация обеспечена на несколько десятилетий вперед, пока авиатранспортная отрасль терпеливо ждет технологических прорывов.
Разработанный ONERA генеральный план, названный "Пути развития жизнеспособной авиатранспортной отрасли до 2050 года", включает несколько полезных прозрений. Однако правила игры несколько смутны. Например, никаких предсказаний относительно динамики объемов перевозок не дается и технический директор агентства Тьерри Мишаль никак не комментирует, не принимает и не отрицает последние прогнозы IATA, согласно которым ежегодный пассажиропоток к 2050 г. достигнет 15 млрд чел. (в 2009 г. — 2,2 млрд).
Разумеется, для разработки топливоэффективных планеров и двигателей точные прогнозы объемов перевозок не так уж важны. Однако они принципиальны в таких вопросах, как совершенствование системы ОрВД или расчет адекватной пропускной способности аэропортов.
Итак, не приводя цифр по объемам перевозок, Мишаль описывает четыре сценария развития событий. Первый из них, "Небо без границ", основан на предположении, что бизнес авиаперевозок будет процветать в дерегулированном пространстве и переживать устойчивый и достаточно бурный рост. Судя по всему, этот сценарий вдохновлен прогнозами IATA. В его осуществлении ключевое (большее, чем в остальных трех) значение приобретают вопросы безопасности, экологии и ограниченных энергоресурсов. Иными словами, сценарий № 1 от ONERA — самый взыскательный в отношении требуемых усилий и самый вероятный путь в будущее.
Второй сценарий, "Тяни-толкай", хотя и похож на первый, предполагает бо’льшую степень госрегулирования в вопросах шума и эмиссий парниковых газов, таким образом предоставляя более широкий простор для инициатив в области энергосбережения и экологии. Третий сценарий, "Приземленный", расцвечен куда более тревожными тонами, поскольку указывает на ряд вероятных проблем в связи с истощением минеральных энергоресурсов. Дополнительный сценарий, "Раздробленный мир", существенно сложнее. Он помещает предыдущие версии в турбулентные условия мира, разобщенного вследствие различных факторов, политической напряженности, конфликтов, терроризма и в конечном итоге — сокращающегося спроса на дальнемагистральные перелеты.
Иными словами, ONERA советует нам не только готовиться к двоякому ходу событий, подстраиваясь под сменяющиеся экономические циклы (что стало основной чертой последней полсотни лет). Предлагаемый анализ также требует проведения немедленного пересмотра новых концептуальных и технологических разработок. Разумеется, французские футурологи никому не открыли глаза на необходимость инноваций в сфере воздушного транспорта. Но по контрасту с более общепринятыми идеями, широко обсуждаемыми в последние годы, рекомендации агентства высвечивают ряд новых направлений, включая более высокий уровень автоматизации, вплоть до исключения пилотов в пользу электронных "супервайзеров".
Французские предсказатели пошли еще дальше: они так подробно представили себе автоматизированную авиацию, что уже определили ключевую проблему, а именно — управление переходом от привычного сегодняшнего мира к господству компьютеров.
Работа ONERA принимает все более широкий масштаб, поскольку к ней подключилась Ассоциация европейских исследовательских институтов в области аэронавтики. Оставайтесь с нами: кофейной гущи скоро станет еще больше.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent