Конец прекрасной эпохи

Артем Аникеев / Transport-photo.com

Системный кризис в авиаперевозках начался в конце 2014 года вслед за обвалом курса рубля и сползанием российской экономики в рецессию. Hа этом фоне идет наиболее масштабный за постсоветскую историю российской авиации передел рынка, новые контуры которого сложатся не сразу. Подходит к концу эпоха хаотической конкуренции: группа "Аэрофлот" получает рыночное доминирование (более 50% всего пассажиропотока и практически полную монополию на дальнемагистральных перевозках), опережая ближайшего конкурента в три с лишним раза. Но более упорядоченная структура рынка не всегда означает более стабильную, и штормить отрасль не перестанет по вполне объективным экономическим причинам.

Наивно было бы полагать, что проблемы российской авиации связаны только с макроэкономической ситуацией: экспансионистская модель роста должна была себя изжить рано или поздно, и кризис стал лишь катализатором обрушения долговых пирамид в "Трансаэро" и "ЮТэйр". К объективным экономическим трудностям добавляются внешнеполитические склоки, ухудшающие и без того непростую ситуацию.

Belle Époque продолжалась недолго  

На страницах АТО мы не раз высказывали предположение (более того, уверенность), что аномальный рост спроса на авиаперевозки в 2011–2014 гг. не имел под собой весомых макроэкономических оснований. Несомненно, на фоне дорогой нефти мы стали "более лучше" жить, но не настолько, чтобы объяснить ежегодное увеличение пассажиропотока на 14–16%. Объективная реальность зависимости спроса от роста ВВП и доходов ощутимо дополнялась как правительственными субсидиями, объем которых достиг 10 млрд руб. в год, так и ажиотажным демпингом со стороны самих авиакомпаний. По оценкам АТО, суммарный чистый убыток "Трансаэро" и "ЮТэйр" от пассажирских перевозок в 2011–2014 гг. составил почти 120 млрд руб. Существенный вклад в низкие цены внес и "Аэрофлот", получающий так называемые компенсационные платежи иностранных перевозчиков (в просторечии — "роялти"), но его величину, к сожалению, трудно оценить достоверно. В относительно малых дозах жизнью не по средствам занимались "Якутия" и "Ямал" ("банкет" оплачивался из бюджетов соответствующих субъектов РФ). В силу высококонкурентного характера рынка сдерживать рост тарифов существенно ниже инфляции были вынуждены и другие авиакомпании.

Комментарии

Аватар пользователя Gloria-7-XP

Ни чего сверх естественного в такой аналитике. Что касаемо России то понятно куда клонит аэрофлот (главное их рынок минимальное потребное количество рабов по обслуж. АТ и желательно полная утилизация офисного планктона и прочие затраты) и будет держать ее под контролем. Но господа рисуете графики (конкретно 5) Вы уж поднимите свои фундаментальные знания! Пассажиры это просто а вот что касается пассажирооборот, так изучите а не козыряйте (системный показатель ASK (располагаемые кресло-километры). Что такое Available Seat Mile (ASM)? Revenue Passenger Mile? для аналитике это куда наиважнейший показатель рынка. Load Factor объяснять не надо. Ну и Production Compared to Capacity , как все это и не только между собой бъется . Господа для аналитики не пользуетесь пользуетесь формами ГА (сочувствую другого информационного материала действительно нет) реальной объективности там столько же сколько в знаменитом опыте Юнга.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.