Конец прекрасной эпохи
Системный кризис в авиаперевозках начался в конце 2014 года вслед за обвалом курса рубля и сползанием российской экономики в рецессию. Hа этом фоне идет наиболее масштабный за постсоветскую историю российской авиации передел рынка, новые контуры которого сложатся не сразу. Подходит к концу эпоха хаотической конкуренции: группа "Аэрофлот" получает рыночное доминирование (более 50% всего пассажиропотока и практически полную монополию на дальнемагистральных перевозках), опережая ближайшего конкурента в три с лишним раза. Но более упорядоченная структура рынка не всегда означает более стабильную, и штормить отрасль не перестанет по вполне объективным экономическим причинам.
Наивно было бы полагать, что проблемы российской авиации связаны только с макроэкономической ситуацией: экспансионистская модель роста должна была себя изжить рано или поздно, и кризис стал лишь катализатором обрушения долговых пирамид в "Трансаэро" и "ЮТэйр". К объективным экономическим трудностям добавляются внешнеполитические склоки, ухудшающие и без того непростую ситуацию.
Belle Époque продолжалась недолго
На страницах АТО мы не раз высказывали предположение (более того, уверенность), что аномальный рост спроса на авиаперевозки в 2011–2014 гг. не имел под собой весомых макроэкономических оснований. Несомненно, на фоне дорогой нефти мы стали "более лучше" жить, но не настолько, чтобы объяснить ежегодное увеличение пассажиропотока на 14–16%. Объективная реальность зависимости спроса от роста ВВП и доходов ощутимо дополнялась как правительственными субсидиями, объем которых достиг 10 млрд руб. в год, так и ажиотажным демпингом со стороны самих авиакомпаний. По оценкам АТО, суммарный чистый убыток "Трансаэро" и "ЮТэйр" от пассажирских перевозок в 2011–2014 гг. составил почти 120 млрд руб. Существенный вклад в низкие цены внес и "Аэрофлот", получающий так называемые компенсационные платежи иностранных перевозчиков (в просторечии — "роялти"), но его величину, к сожалению, трудно оценить достоверно. В относительно малых дозах жизнью не по средствам занимались "Якутия" и "Ямал" ("банкет" оплачивался из бюджетов соответствующих субъектов РФ). В силу высококонкурентного характера рынка сдерживать рост тарифов существенно ниже инфляции были вынуждены и другие авиакомпании.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
Комментарии
Gloria-7-XP
пн, 22/02/2016 - 20:43