Конференция "Безопасность авиатранспортного комплекса"
В 2000-2006 гг. доля авиационных происшествий и катастроф, которые пришлись на рынок стран-участников Межгосударственного авиационного соглашения, составила 20% от их мирового числа, при том что количество перевезенных пассажиров на данном рынке не превысило 2% от мирового. Эти цифры были озвучены в июне на конференции "Безопасность авиатранспортного комплекса", участники которой не только еще раз констатировали сложную и противоречивую ситуацию с важнейшим аспектом авиаперевозок, но и предлагали возможные решения для выхода из сложившейся ситуации.
Конференция фактически началась с корректировки данных, озвученных несколько месяцев назад многими российскими изданиями. Ведущий эксперт МАК по расследованию летных происшествий Владимир Кофман напомнил о недавно опубликованной статистике IATA, где Россия и страны СНГ занимают первое место по уровню аварийности (8,6 происшествий на 1 млн вылетов). Представитель МАК заметил, что при перепечатке этой статистики практически нигде не было указано, что цифры касаются только одного года, 2006-го, и что исследование проводилось лишь по самолетам западного производства, которые, по предварительным подсчетам, пока перевозят около трети российских пассажиров.
Открыл конференцию президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев (слева) |
Старший советник по безопасности полетов IATA Дэвид Медслей (слева) рассказал о последних инициативах Международной ассоциации, направленных на снижение аварийности воздушного транспорта |
Отмечая основные причины инцидентов, Владимир Кофман говорил и о человеческом факторе. На долю данной причины по статистике приходится 83% авиационных происшествий и 86% летных катастроф.
В последующем выступлении с упоминанием человеческого фактора в качестве основной причины инцидентов не согласился профессор Владимир Пономаренко. В своем докладе он отметил, что понятие человеческого фактора сейчас никак не расшифровывается, "сильно увеличивая несправедливость по отношению к пилотам, появляются попытки свалить все на мертвых". Пономаренко отметил необходимость более активного привлечения к профилактике и расследованию инцидентов психологов: "Есть психические законы, они работают не хуже аэродинамики и не хуже математики. Во время проведения испытаний мы выявили и установили, что существуют закономерные ошибки. Когда летчик совершает закономерную ошибку, прокурор не имеет права его судить, потому что закономерная ошибка связана с физиологическими ограничениями". Весьма эмоционально докладчик описал наиболее сложные для пилотов ситуации: "Наибольший стресс вызывает неопределенная (ложная, недостоверная, конфликтная) информация, потому что летчика научили работать по рефлексам, а не по оперативному мышлению, не по предвидению, не по логике". Пономаренко считает, что поиск причин инцидентов в человеческом факторе может привести к снижению уровня безопасности полетов. "Научный анализ причин аварийности показал, что из проблемы человеческого фактора сделали щит от ответственности за неумелую организацию профилактики аварийности. Единственное, где преуспели, так это в эксплуатации человека, лишив его права на здоровье", — добавил докладчик.
Управление безопасностью
Инструкторы учебного центра GCAT Flight Academy поделились практическим опытом обращения с "буйными пассажирами" на борту ВС |
Очевидно, что неблагоприятные события, которые могут представлять прямую угрозу или оказывать косвенное влияние на безопасность полетов, возникают на нескольких уровнях — от операционного до глобального, т. е. состояния мировой отрасли авиаперевозок. Чем выше уровень, тем сложнее прогнозировать риски и управлять ими. Обрисовав систему риск-менеджмента в общих чертах, Анатолий Слюсарь привел примеры управления различными видами рисков на разных уровнях. Он убедительно показал, что любое событие (например, разрушение покрышки во время посадки) ведет к многочисленным последствиям разной степени тяжести и затратности на самых разных уровнях функционирования авиакомпании, и предложил алгоритм анализа события и определения дальнейших действий по устранению последствий и профилактике.
Признав, что в "Аэрофлоте" разработке и внедрению действующей системы риск-менеджмента содействовал аудит IOSA, докладчик отметил, что, несмотря на наличие рекомендованной практики ICAO в области систем управления рисками, в России соответствующие законодательные требования и стандарты пока отсутствуют. Поэтому российские авиакомпании разрабатывают собственные системы риск-менеджмента. Закономерно, что системы, представленные остальными докладчиками, касались диагностики безопасности деятельности эксплуатанта только на операционном и организационном уровнях. То, что при анализе рисков на этих уровнях необходимо учитывать и события, которые происходят на уровне гражданской авиации страны и глобального состояния отрасли, видимо, предполагалось по умолчанию.
Член правления Всемирного фонда "Безопасность полетов" Валерий Шелковников считает, что, если использовать лучший мировой опыт, предотвращать авиационные происшествия не так уж сложно |
Следующий уровень — организационный. Систему диагностики состояния организации, разработанную авиакомпанией "Волга-Днепр", представил руководитель инспекции по безопасности полетов Сергей Пахомов. Эта система представляет собой инструмент, позволяющий отслеживать "температуру" в компании, диагностировать критические моменты и своевременно выходить на руководство с предложениями о мерах по повышению безопасности. Пахомов отметил, что для определения уровня безопасности полетов в России общепринято количество авиационных событий делить на 1000 ч, однако это неадекватно, поскольку большее количество инцидентов происходит на взлете и посадке — т. е. на тех этапах полета, которые занимают минимум времени. Поэтому "Волга-Днепр", следуя практике IATA, делит количество событий на количество полетов (взлетов-посадок). Полученный таким образом показатель более информативен. В график безопасности полетов вносится информация об инцидентах и происшествиях, но, по словам Сергея Пахомова, желательно учитывать и предвестники инцидентов, что станет развитием системы риск-менеджмента в авиакомпании "Волга-Днепр".
Для этого нужно спуститься на операционный уровень. Примеры того, как функционирует система управления рисками на уровне летно-технического комплекса авиакомпании, продемонстрировали представители "Сахалинских авиатрасс" (САТ) и вертолетного оператора "Авиашельф". Олег Бутырин, заместитель начальника ОТП по программному обеспечению САТ, предложил метод количественной оценки техники пилотирования путем анализа полетных данных (см. АТО # 78, с. 26).
Еще более комплексный подход применен в компании "Авиашельф". Генеральный директор Виктор Аксютин объяснил, как работает алгоритм оценки каждого конкретного авиационного события. На входе — любое отклонение в летной эксплуатации, которое, пройдя через алгоритм, получает количественную оценку в баллах в зависимости от тяжести имевших место и потенциальных последствий. На основании суммы баллов выводится коэффициент безопасности летной эксплуатации, который вносится в поквартальный график. Аналогичным образом анализируются показатели безопасности технической эксплуатации. Итоговый график дает детальное представление о существующих рисках на операционном уровне.
Наконец, Валерий Кулавский, заместитель генерального директора авиакомпании "Сибирь" по качеству и безопасности, рассказал о том, как интегрировать управление безопасностью на разных уровнях и в разных сферах деятельности авиакомпании в одну отлаженную систему. Инструмент, который применяется в "Сибири", — разработанная IATA программа IAMS (Integrated Airline Management System). "Хорошо организованная и управляемая авиакомпания всегда будет одновременно безопасным и эффективным предприятием", — убежден Валерий Кулавский.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent