Конструкторы ОДК разработали первый в России двигатель-демонстратор технологий ПД-35 большой тяги

Конструкторы ОДК разработали первый в России двигатель-демонстратор технологий ПД-35 большой тяги
:: ОДК

В конце октября коллектив "ОДК-Авиадвигатель" стал лауреатом премии "Авиастроитель года" в номинации "За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)". Эту награду пермские конструкторы получили за создание двигателя-демонстратора технологий ПД-35 большой тяги.

Двигатель тягой 35 т спроектирован и изготовлен в России впервые. Он разработан в рамках Программы создания авиационных двигателей большой тяги и предназначен для проверки ключевых технологий и демонстрации их зрелости. Технологический задел будет применяться в проектах создания перспективных двигателей для дальнемагистральных самолетов.

В этом году двигатель-демонстратор прошел первый этап испытаний на открытом стенде, специально созданном для испытаний двигателей с тягой более 24 тонн. Специалисты одновременно снимали в режиме реального времени 2200 параметров, которые показывали работу узлов двигателя. В ходе тестирования ПД-35 многократно вышел на взлетный режим с достижением тяги 35 тонн. Это подтвердили в Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха, куда входит "ОДК-Авиадвигатель".

Работы по созданию ПД-35 начались летом 2016 года на предприятиях корпорации; головным разработчиком стало пермское "ОДК-Авиадвигатель". Это был настоящий вызов для отечественных конструкторов, поскольку авиадвигатели большой тяги для дальнемагистральных самолетов ни в СССР, ни в России не создавались. В рамках работ над новой силовой установкой конструкторы использовали технический задел, полученный при разработке серийного двигателя пятого поколения ПД-14. Диаметр вентилятора двигателя большой мощности ПД-35 составил 3,1 м, длина — более 8 м, а вес — около 8 тонн.

Газогенератор ПД-35 был собран в 2021 году. В 2023 году завершились его наземные испытания на стенде в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ). Испытания прошли в условиях, имитирующих работу полноразмерного двигателя, и показали хорошую сходимость полученных параметров газогенератора с проектными данными.

Фото: ОДК

Новые технологии для большого двигателя

К двигателям большой тяги на мировом рынке предъявляются наиболее жесткие технико-экономические требования. И хотя при создании ПД-35 пермские двигателестроители активно использовали наработки и технологический задел по программе двигателя ПД-14, для новой силовой установки им предстояло разработать и освоить 20 новых технологий.

Ключевой для программы стала разработка технологии изготовления лопатки вентилятора из полимерных композиционных материалов. Такую инновационную лопатку ОДК продемонстрировала в конце октября этого года на Международном форуме двигателестроения в Москве. Применение композитов позволило снизить вес детали на 30% по сравнению с полыми титановыми лопатками и обеспечить высокую устойчивость к внешним воздействиям.

Другим технологическим новшеством стало применение аддитивных технологий. С их помощью можно буквально "выращивать" рабочие и сопловые лопатки ПД-35, которые имеют сложную форму, чтобы выдерживать высокие нагрузки.

Фото: ОДК

Выпускать по этой технологии детали для ПД-35 до нескольких метров в диаметре и весом до полутонны в ОДК планируют на отечественном оборудовании для 3D-печати. Для оттачивания технологии во входящем в корпорацию московском Научно-исследовательском институте технологии и организации производства двигателей (НИИД) уже оборудован новый участок. Для изготовления крупногабаритных заготовок размером более метра в диаметре будет использоваться гибридный комплекс, который оснащен лазерной установкой и пятикоординатным фрезерным станком.

Авиастроители ждут ПД-35

В ОДК считают, что успех испытаний двигателя-демонстратора технологий ПД-35 подтвердил правильность выбранных конструкторских решений и позволяет перейти к разработке на его основе перспективных отечественных двигателей большой тяги для дальнемагистральных самолетов.

"Будем создавать целую линейку двигателей одного семейства ПД-35. Этот двигатель нужен и под наши перспективные транспортные самолеты, и под широкий фюзеляж, который, конечно, такой огромной стране, как Россия, необходим", — отметил недавно министр промышленности и торговли Антон Алиханов.

Как ранее заявлял первый вице-премьер Денис Мантуров, на основе двигателя-демонстратора технологий ПД-35 будут разработаны авиационные двигатели с тягой в диапазоне от 26 до 35 тонн.

В гражданской авиации ПД-35 позволит отечественным авиаконструкторам создать новый широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет. Для России важно создать собственный летательный аппарат такого класса, который мог бы заменить дальнемагистральные авиалайнеры западного производства в парках российских авиакомпаний. Кроме того, рассматривается возможность ремоторизации выпускаемого сейчас в стране широкофюзеляжного пассажирского авиалайнера Ил-96 за счет новых силовых установок.

Помимо гражданского исполнения нам нужно иметь в виду потребности транспортной авиации в двигателях большой тяги, отмечал Алиханов. Он пообещал, что такие двигатели появятся после 2030 года. "Точнее не буду говорить, но работа — самое главное, она идет", — объяснил министр.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.