Корпоративное управление и деловая авиация
Для любой серьезной фирмы применение деловой авиации — всего лишь один из инструментов корпоративного управления, который позволяет повысить эффективность использования двух самых главных активов: людей и времени. Однако общественное мнение, сформированное гламурными журналами и "желтыми" газетами, зачастую причисляет деловую авиацию к атрибутам непозволительной роскоши. Поэтому многие компании как в России, так и за рубежом не любят обсуждать ни использование своих корпоративных самолетов, ни полеты на них сотрудников, ограничиваясь минимумом информации. Между тем сектору деловой авиации пора формировать новый имидж.
Разумеется, нецелевое использование корпоративных самолетов иногда имеет место. Точнее, случается это довольно редко, но память оставляет на долгие годы. В США, например, до сих пор в качестве образчика возмутительного поведения приводят использование корпоративного самолета для доставки на вечеринку свежей спаржи. Хотя это произошло уже два десятилетия назад, событие и сейчас время от времени упоминается в американской прессе. А в России с удовольствием вспоминают скандальный полет 6 декабря 1997 г. тогдашнего главы РАО "ЕЭС России" Бориса Бревнова из Москвы в США. В Цинциннати он летел на корпоративном Ил-62М в одиночку, на обратном пути к нему присоединилось еще четыре человека — члены его семьи. Расходы на рейс, как установила впоследствии Счетная палата, превысили 77 тыс. долл. Этот скандал вылился в "войну компроматов", которой сопровождалась борьба за власть в РАО "ЕЭС России", и в конечном итоге способствовал отставке Бориса Бревнова весной 1998 г.
Но такие полеты — редкое исключение из правил. Обычно пользователи деловых самолетов стараются не привлекать к себе особого внимания (в первую очередь из соображений безопасности, как личной, так и экономической). И все же пытливые репортеры в стремлении накопать жареные факты стараются описать, кому какие самолеты принадлежат и куда они летают.
Впрочем, отмалчиваться в ответ на попытки негативного освещения событий в прессе — не самый выигрышный ход. Лучшим вариантом для компаний могло бы стать признание владения самолетами в качестве примера ответственного корпоративного поведения — ведь деловая авиация предоставляет уникальный уровень мобильности, позволяющий нужному человеку оказаться в нужном месте в нужное время. Личная встреча с потенциальным клиентом до того, как конкуренты сделают свое предложение, способна дать сильные преимущества. И хотя полет в салоне первого класса регулярной авиакомпании обеспечивает сравнимый уровень комфорта и может оказаться дешевле путешествия на собственном самолете, дела могут потребовать комбинации перелетов, не предусмотренной ни одним расписанием.
Глава Сургутнефтегаза Владимир Богданов так объяснил необходимость приобретения самолета Gulfstream IV-SP (эксплуатируется компанией UTair): "Для меня это не элемент престижа. Меня достаточно долго и заместители, и совет директоров убеждали в том, что нужно купить самолет. А подтолкнуло то, что однажды я должен был успеть на встречу с президентом в Уренгое, а за день до этого нужно было встречаться в Минске с Александром Лукашенко, и лететь на рейсовых самолетах никак не получалось. Пришлось вчетвером лететь на Ту-154, гнать такую машину! Мы подумали-подумали и решились".
В США прагматичные и успешные лидеры из разных отраслей тоже свидетельствуют в пользу корпоративных самолетов. Легендарный Джек Уэлч, бывший глава General Electric и самый влиятельный американский топ-менеджер конца XX в., однажды отметил, что самолет класса BBJ или ACJ позволяет руководству транснациональной корпорации совершить кругосветное турне по своим филиалам за пять дней (поскольку ночью можно лететь, а днем проводить деловые встречи), тогда как перелеты регулярными рейсами с ночевками в отелях потребовали бы не менее восьми суток.
Недавно американская Национальная ассоциация деловой авиации (NBAA) провела исследование 1300 деловых полетов, выполненных 11 корпорациями в течение четырех месяцев. В результате было установлено, что деловая авиация помогла владельцам самолетов сэкономить почти 6000 ч времени по сравнению с тем же объемом путешествий на рейсах регулярных авиакомпаний.
В дополнение к сокращению времени, затрачиваемого на перемещения, деловые самолеты позволяют использовать это время более продуктивно. Сходная с офисной обстановка салона бизнес-джета дает пассажирам возможность сконцентрироваться на бизнесе. Более того, опрос корпоративных руководителей, проведенный фирмой Louis Harris & Associates, показал, что деловой самолет обеспечивает 20%-ное увеличение производительности труда отдельных пассажиров по сравнению с обычным офисом, где всегда возникают отвлекающие факторы и помехи. К тому же не много руководителей захотят, чтобы их сотрудники обсуждали деловые планы в общественных местах, таких как салоны авиалайнеров и залы ожидания. Деловые же встречи с клиентами или между сотрудниками на борту корпоративного самолета — явление частое.
Разумеется, любой корпоративный актив может использоваться не по назначению, в том числе и самолеты. Тот факт, что бизнес-джеты предоставляют безопасный, надежный, быстрый и комфортабельный способ передвижения, по всей вероятности, делает их привлекательными объектами для получения и личных выгод. Тем не менее это не может служить ни причиной для отказа от эксплуатации деловых самолетов, ни поводом для преуменьшения предоставляемых деловой авиацией очевидных и значительных преимуществ.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent