Лизинг для выживания
Роберт УОЛЛ, Лондон
Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Hа первый взгляд, избавление от большого количества ВС не кажется признаком здоровья, но для сектора лизинга ВС такие действия на самом деле могут означать конец двухлетнего кризиса, который угрожал основам отрасли.
Беспокойство о сокращении отрасли, продолжавшемся в течение многих месяцев, постепенно развеивается по мере того, как поправляется от экономического спада лизинговый сектор, который является критически важным для производителей ВС, в частности Airbus и Boeing. Хотя баланс сил некоторых конкурентов на рынке лизинговых услуг изменился, положение доминирующих игроков осталось в основном прежним.
Клаус Хайнеманн, гендиректор голландской лизинговой компании AerCap, отмечает: "В соответствующем периоде прошлого года существовало большое количество лизингополучателей, выживание и, соответственно, заказы которых были под большим вопросом. Сейчас практически все это в той или иной степени прошло".
Другой признак улучшения перспектив лизинговых компаний — это то, что долговые рынки готовы предоставить им деньги. Даже International Lease Finance Corp. (ILFC), которая боролась с тяжелым долговым бременем и поэтому не могла привлечь новый капитал в течение более года, в этом году снова сумела выйти на долговые рынки.
Для лизинговых компаний это палка о двух концах. Одной из оборотных сторон является избыточная провозная мощность, которая может затруднить долгосрочную окупаемость. Аналитики отрасли отмечают, что конкуренция за договоры на продажу и продажу с получением обратно в лизинг настолько сильна, что соперники готовы предоставить скидку на ежемесячные лизинговыe платежи, намного превышающую обычные уровни.
Необходимо добавить, что компании с более здоровым балансом пытались получить часть заказов, от которых компании, переживающие неприятности, могут отказаться. Хайнеманн отмечает, что эти возможности полностью утрачены.
Все больше казалось, что DAE Capital, лизинговое подразделение Dubai Aerospace, была среди самых уязвимых компаний. Она сделала большие заказы у Airbus и Boeing как раз перед спадом, а сейчас хромает под тяжестью огромных долговых обязательств на балансах своих компаний-акционеров. Для того чтобы выжить, компания реструктурировала свой лизинговый портфель с большой помощью Emirates.
DAE Capital отменила заказы на 10 Boeing 777-300ER, 15 Boeing 787, 18 Airbus A320 и 7 Airbus A350-900. Шесть акционеров DAE — все они связаны с правительством эмирата Дубай, ОАЭ, — по-прежнему страдают от финансового кризиса, который поразил Дубай особенно сильно. Само правительство предложило список приоритетных проектов, которые оно решило продолжить, — в основном в инфраструктуре и строительстве. Однако портфель международного лизинга самолетов не был в верхней части этого списка, даже несмотря на то что DAE сохранила большой портфель заказов. Из-за скудных финансовых ресурсов для DAE становилось все более затруднительным получить доступ к предварительному финансированию заказов. По словам источников в отрасли, уменьшенный портфель заказов на 70 Boeing 737-700/800, 15 747-8F и 8 777F будет сохранен, если только Дубай не пострадает от очередного драматического финансового и экономического спада.
Сейчас, кажется, нет планов дальнейшего сокращения заказов Airbus, которые составляют 52 A320 и 23 A350-900.
По словам отраслевых источников, сокращение заказов DAE Capital для Airbus и Boeing было связано с недавними заказами Emirates на 32 дополнительных A380 и 30 777-300ER. Сообщается, что по поводу всех сделок переговоры вел в основном президент Emirates Тим Кларк. Один из источников указывает, что несмотря на отмену никакие из предоплатных платежей DAE не были потеряны. Наблюдатели отмечают: "И DAE и Emirates принадлежат правительству эмирата Дубай. Почему бы правительству не воспользоваться этим обстоятельством?" Однако неясно, как компания Emirates может возместить предоплату DAE, которая должна быть сейчас произведена за ее заказ.
ILFC также избавляется от части своего портфеля, состоящего из более чем 900 ВС, в основном для того, чтобы высвободить деньги для уменьшения своей большой долговой нагрузки. Компания утверждает: "Мы можем попытаться добиться дополнительных потенциальных продаж ВС". Однако одной из проблем является уменьшенная стоимость, что означает, что эти сделки могут принести убыток.
Тем не менее общий прогноз для лизинговых компаний улучшается с соответствующим влиянием на будущие лизинговые ставки. Улучшение перспектив для лизингодателей было также подчеркнуто недавним шквалом заказов, размещенных на авиационной выставке в Фарнборо в июле, где такие компании, как GE Capital Aviation Services, RBS Aviation Capital, Avolon и Air Lease Corp., в сумме разместили заказы стоимостью более 17 млрд долл. Эти сделки составили свыше 25% общей стоимости заказов, размещенных во время выставки. Один из руководителей говорит: "Хитрость в том, чтобы суметь пристроить ВС до конца следующего периода роста, вот почему приходится действовать так быстро".
Еще больше заказов просматривается в перспективе. Хайнеманн отмечает, что AerCap проводит предварительные переговоры с производителями, но не видит необходимости действовать быстро, поскольку у этой лизинговой компании достаточно заказов до 2012 г. И все же он говорит: "Если условия и сроки правильны, мы постараемся позаботиться о сценарии поставок на 2013–2015 гг.".
ILFC также отмечает, что компания рассматривает увеличение парка, хотя в краткосрочной перспективе она сосредоточится на сделках по возвратному лизингу с авиакомпаниями. Air Lease недавно завершила такую сделку с Air France, которая была сильным клиентом ILFC в то время, когда авиакомпанию возглавлял Стивен Удвар-Хази (до его перехода в Air Lease).
Для лизинговых компаний оперативные перспективы улучшаются, но ожидается, что ближайшие месяцы останутся трудными, пока отрасль авиаперевозок продолжает выкарабкиваться из кризиса. Хайнеманн говорит: "Сейчас есть четкие свидетельства длительного циклического роста в нашей отрасли". Ему вторит ILFC, где менеджмент рапортует: "В настоящее время мы видим, как наши клиенты все чаще желают продлить свои лизинговые соглашения".
Это хорошие новости, однако трудности остаются, что показывают финансовые проблемы компании Mexicana, которые влияют на таких лизингодателей, как AerCap и ILFC. Последняя отмечает: "Отрицательное влияние на наши операционные результаты, выраженное более низкими лизинговыми ставками и увеличенными затратами, связанными с изъятием самолетов за неплатежи и их повторным размещением, продолжится в течение 2010–2011 гг.".
Некоторым лизинговым компаниям также приходится столкнуться с реальностью, когда дело доходит до составления баланса. Хотя выручка остается стабильной по сравнению с уровнями 2009 г., таким компаниям, как ILFC, приходится платить сейчас более высокие проценты. Это уменьшает доходность и может остаться фактором, влияющим на прибыль до тех пор, пока балансы улучшатся, а долги можно будет реструктурировать по более выгодным процентным ставкам.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS