Лизинг окреп

За последние несколько лет российский рынок лизинга авиационной техники существенно продвинулся в своем развитии. Лет десять назад первопроходцы авиационного лизинга говорили: "Самое главное — раскрутить этот маховик". Сейчас можно констатировать, что маховик раскрутился. Сегмент авиализинга обрел четкую структуру, на нем определились сильные игроки, идет, несмотря на недавний финансовый кризис, активное развитие. Впрочем, сохраняется и ряд проблем — как в самом сегменте авиационного лизинга, так и за его пределами. Главное достижение авиационного лизинга в России — из востребованного, но экзотического и дорогого инструмента он превратился в более или менее нормально работающий механизм, пусть и не вполне совершенный.

Структура рынка
Лучшим доказательством перехода российского авиализинга в более зрелую стадию служит тот факт, что на этот рынок вышли и заняли на нем существенную долю дочерние лизинговые подразделения крупнейших российских банков, прежде всего государственные "ВТБ-Лизинг", "ВЭБ-лизинг" и "Сбербанк Лизинг" (частные банки тоже участвуют, но в заметно меньших масштабах, в качестве примера можно привести "Авангард-лизинг").

Размер кредитного портфеля пяти крупнейших российских лизинговых компаний по состоянию на 1 июля 2010 года, млн руб.
"ВТБ-Лизинг" 171790,2
"Сбербанк-Лизинг" 78460,0
"ВЭБ-лизинг" 67728,0
"Альфа-Лизинг" 54519,0
"Ильюшин Финанс Ко." 33356,5
Государственная поддержка лизинга развивается своеобразным путем. Как все помнят, в 2001 г. в правительственном тендере на получение государственной поддержки лизинговых программ победителями были объявлены две специализированнные лизинговые компании: "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) и Финансовая Лизинговая Компания (ФЛК), которые в результате увеличения доли государства в акционерном капитале перешли под государственный контроль. После консолидации самолетостроения под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) обе компании в 2007 г. вошли в ее состав. Предполагалось, что ИФК продолжит заниматься лизингом самолетов, а ФЛК начнет специализироваться на лизинге технологического оборудования. Однако в ходе финансового кризиса ФЛК оказалась фактическим банкротом из-за ряда обстоятельств как объективных (банкротство основных авиакомпаний-лизингополучателей — "КрасЭйр", "Дальавиа" и др.), так и субъективных (деятельность тогдашнего руководства, которая привела к дефолту по еврооблигациям). ИФК, напротив, занимает пятое место в рейтинге российских лизинговых компаний по сумме лизингового портфеля (см. таблицу), а среди лизингодателей, специализирующихся исключительно на лизинге авиационной техники, уверенно занимает первое место. Четыре компании, опережающие ИФК в общем рейтинге, — это дочерние структуры крупных банков, занимающиеся гораздо более диверсифицированной лизинговой деятельностью, а следующая специализированная компания, "Авиализинг" (г. Пермь), выходит в рейтинге на 68-е место.
Эту компанию следует выделить особо, поскольку она стала крупнейшим в России лизингодателем самолетов Ту-154 на вторичном рынке и вышла на новый уровень, заказав 24 новых российских региональных самолета Sukhoi Superjet 100 (сумма сделки превышает 715 млн долл.). Кроме "Авиализинга" на российском рынке действуют еще несколько десятков разных по масштабам компаний, которые занимаются главным образом лизингом авиатехники на вторичном рынке. Это могут быть как дочерние подразделения крупных авиаперевозчиков (например, "Аэрофлот-лизинг" или "ЮТэйр-лизинг"), так и самостоятельные компании.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.