Маленький самолет для заграницы
Намерение компании ETIRC Aviation производить в России самолеты Eclipse 500 вызвало массу противоречивых комментариев — от самых восторженных прогнозов о широком использовании четырехместных самолетов класса VLJ в качестве авиатакси в России до сомнения в том, что проект завода в ульяновской промышленной зоне "Заволжье" вообще реализуем. Между тем несколько деталей позволяют прояснить картину.
Прежде всего речь идет о сборочной линии, организованной по автомобилестроительной концепции конвейера, или поточной сборки. По словам генерального директора ETIRC по СНГ Николая Никифорова, завод будет точной копией производства в Альбукерке (шт. Нью-Мексико, США), однако если там разные стадии сборки разнесены географически, то в Ульяновске все будет сконцентрировано в одном месте. В настоящее время завод в США вышел на производство одного самолета в день; что касается ульяновского проекта, то первая партия из 50 самолетов должна быть собрана к концу 2009 г. Выйти на проектную мощность сборочной линии (800 самолетов в год) планируется к 2011 г.
Российские учредители совместного предприятия в форме ЗАО пока не разглашаются; известно, что руководить ульяновским проектом будут россияне. О масштабах российского рынка топ-менеджеры ETIRC говорят осторожно, предпочитая употреблять будущее время. "Мы не отделяем российский рынок от европейского", — заявляет председатель совета директоров ETIRC Рул Пипер, а Николай Никифоров добавляет: "В США спрос не удовлетворен, надо еще свой рынок насытить, а тут Европа проснулась, Турция заказала в прошлом году 180 единиц. То есть появилось понимание, что рынок гораздо больше, рынок международный".
Таким образом, собранные в Ульяновске машины будут в первую очередь закрывать потребности европейских заказчиков. Это, в принципе, снимает вопрос о целесообразности сборки в России в виду высоких таможенных пошлин на ввозимые комплектующие. Поскольку российские комплектующие у самолета Eclipse 500 отсутствуют, сборочное производство, скорее всего, будет организовано по так называемой давальческой схеме, то есть в режиме переработки на таможенной территории, при котором ввозимое сырье не облагается пошлиной при условии, что конечный продукт не предназначен для внутреннего потребления (продажа Eclipse 500 российскому заказчику потребует таможенной очистки, но российский рынок, как мы видим, для компании не приоритетный).
Вклад в проект российской стороны состоит в обеспечении промышленной площадки инфраструктурой и инженерными коммуникациями (средства выделяются в рамках областной целевой программы) и экспорте труда. При этом высказываемые опасения, что новый завод переманит сотрудников расположенного по соседству "Аэростар-СП" не вполне обоснованны. После сокращения производства последнего в 90-х гг. остался большой кадровый резерв, который сможет возобновить работу. По словам Никифорова, в сборке Eclipse 500 будут задействованы примерно 1,5 тыс. чел.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent