Механизм финансово-гарантийной поддержки экспорта ВС
Сергей МАКАРОВ, заместитель начальника департамента кредитования и расчетного обслуживания клиентов — начальник управления кредитов и гарантий Росэксимбанка
C того момента как современные технологии активизировали процесс глобализации, постоянно растет зависимость разных государств друг от друга. Сегодня несколько стран мира производят гражданские воздушные суда. Остальным так или иначе приходится выбирать между их продукцией. Конкуренция ведущих авиационных производителей проходит сегодня на фоне глобализации мирового рынка авиатехники, либерализации рынка авиатранспортных услуг, существенного удорожания топлива. Наряду с такими внутрироссийскими проблемами, как мелкосерийность и технологическая отсталость производства ВС, усиление и даже сохранение позиций отечественного авиапрома на международном рынке представляется весьма затратным и сложным.
Авиастроение в целом и гражданское авиастроение в частности всегда были одними из базовых отраслей нашей экономики как с точки зрения создания продуктов с высокой степенью передела, так и с точки зрения технологического и экономического развития. Однако важнейшие сдвиги в сфере НИОКР и развитии наукоемких производств, в том числе в радиоэлектронике, телекоммуникациях и авиастроении, произошли одновременно с тяжелым экономическим кризисом и началом дезинтеграционных процессов на пространстве бывшего СССР. Это привело к тому, что Россия постепенно утратила лидерские позиции на международном рынке авиационных объектов. Для того чтобы возвратиться на былые позиции и укрепить их, необходимо перейти к серийному производству техники, качественно отличающейся от выпускаемой сегодня. Причем существенная часть выпускаемой современной техники могла бы быть востребована и на международном рынке, а увеличение в структуре национального экспорта доли продукции с высокой степенью переработки, какой являются воздушные суда, будет способствовать сохранению стратегического потенциала российского авиастроения.
По данным Минпромторга РФ, в планах правительства РФ по развитию российского авиастроения — достичь к 2015 г. 5%-ной доли мирового рынка продаж магистральных и региональных самолетов, а к 2025 г. эта доля должна превысить 10%. По оценке министра промышленности и торговли РФ В. Христенко, с 2004 г. финансирование отрасли выросло в 20 раз. Однако вопрос не только в объемах финансирования производств и исследований. Ничуть не меньшей важностью, чем эксплуатационные возможности поставляемой техники, обладает сегодня предлагаемый поставщиком финансовый пакет обеспечения сделки, в который входят в том числе выгодные условия экспортного кредитования и государственное гарантирование контракта. Зачастую при паритете технологического совершенства продукта покупатель делает выбор в пользу продавца, предлагающего лучшие финансовые условия продажи продукта. Поэтому российским производителям, для того чтобы занять достойные позиции в мировом авиастроении, необходимо уделять больше внимания именно вопросам обеспечения экспортных контрактов.
Ряд российских институтов (банки и лизинговые компании) предлагают различные варианты финансирования экспортных сделок. Это лизинговые схемы, "кредиты продавцу" (предэкспортное финансирование), "кредиты покупателю" ("связанные" экспортные кредиты). Однако на объем средств и условия, на которых эти кредиты могут быть выданы, влияет значительное число факторов, в том числе со стороны покупателя. В первую очередь это политические и экономические риски. Кроме того, российские лизинговые компании и банки традиционно испытывают сложности с долгосрочными пассивами, усугубившиеся в ходе мирового финансового кризиса. Между тем "длинные" деньги особенно актуальны для авиастроения, поскольку они необходимы для реализации масштабных проектов предприятий отрасли. Если та или иная структура не готова взять на себя риски по экспортной сделке, то для ее реализации требуется использование механизма государственного гарантирования политических и коммерческих рисков. Государственные гарантии для поддержки экспорта российской промышленной продукции могут выдаваться как в пользу экспортеров или продавцов российской промышленной продукции, так и в пользу банков, кредитующих отечественных экспортеров либо финансирующих иностранных покупателей российской промышленной продукции.
Государственная поддержка экспорта промышленной продукции
Институты поддержки экспорта оказывают значительную помощь национальным экспортерам при выходе на международный рынок и завоевании на нем конкурентных позиций. В России вопросами государственной поддержки экспорта занимаются Министерство финансов РФ (по вопросам, требующим выделения или наличия средств федерального бюджета), Минэкономразвития (координирует работу остальных ведомств), Министерство промышленности и торговли РФ (занимается вопросами субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставленным российским экспортерам промышленной продукции), Внешэкономбанк (в качестве банка развития страхует экспортные кредиты) и Росэксимбанк (как экспортное кредитное агентство отвечает за экспортное и предэкспортное кредитование, а также за выдачу государственных гарантий для поддержки экспорта). Являясь некоммерческой организацией, национальный экспортно-импортный банк (эксимбанк) не ориентирован на коммерциализацию своих услуг.
Система государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта в России относительно молода: фактически она появилась с принятием соответствующей концепции в 2003 г., а первые гарантии были выданы двумя годами позже. К настоящему времени общий объем предоставленных государственных гарантий составляет более 1 млрд долл. При этом авиастроение — одна из отраслей, лидирующих по объему предоставленной государственной гарантийной поддержки. Защищая таким образом интересы отечественных компаний, Россия вступает в жесткую конкуренцию с системами господдержки национального экспорта развитых и развивающихся стран, поскольку так или иначе почти все они проводят активную экспортную политику.
Наибольших успехов в этой деятельности добились эксимбанки США, Южной Кореи и Китая. Общий объем выданных ими экспортных кредитов составляет несколько сотен миллиардов долларов. Еще больше экспортная политика интенсифицировалась в период рецессии, когда многие страны включили в свои национальные антикризисные планы меры поддержки экспорта как элемент сохранения высоких объемов производства, а следовательно, и рабочих мест.
Дополнительную сложность в вопрос экспорта авиационных объектов вносит проблема обеспечения прав кредиторов по обязательствам, связанным с финансированием их производства, приобретением, предоставлением во владение и пользованием. Различия в национальных законодательствах, регулирующих эту сферу, несут риск того, что обеспечительные меры, которые принял банк-кредитор в одной стране, могут оказаться недостаточными в другой стране, где должен быть осуществлен платеж.
Для того чтобы унифицировать международный режим обеспечения и защиты прав кредиторов, в 2001 г. были приняты конвенция "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования" (так называемая Кейптаунская конвенция), а также протокол к ней касательно авиационных объектов. Эти документы предусматривают использование международной системы регистрации, в соответствии с которой объектом регистрации является не только авиационное оборудование, но и национальные гарантии и порядок их подчиненности. Конвенция также защищает интересы собственника воздушного судна, которое иностранная авиакомпания берет в лизинг, позволяя беспрепятственно вернуть его в случае банкротства последней.
Риски кредиторов и лизингодателей при ввозе техники в страну, ратифицировавшую Кейптаунскую конвенцию, по оценкам экспортных кредитных агентств, значительно ниже, а это означает и снижение стоимости финансирования по кредиту. Государства Евросоюза сейчас активно ратифицируют и конвенцию, и протокол к ней, но есть ряд стран, в их числе Россия и Украина, которые еще в самом начале этого процесса. Законопроект о присоединении к Кейптаунской конвенции был внесен в Государственную думу РФ только весной этого года.
По сути, в настоящее время единственным действенным механизмом поддержки промышленного экспорта остается государственное гарантирование рисков, при помощи которого уже был осуществлен ряд экспортных контрактов.
Среди самых значимых экспортных проектов, реализованных в новейшей российской истории, одно из ведущих мест занимают проекты поставки в 2005–2007 гг. на Кубу трех самолетов Ил-96-300 и трех самолетов Ту-204, финансирование и гарантирование которых было организовано Росэксимбанком. Синдикат ведущих российских банков во главе с Росэксимбанком профинансировал 85% стоимости трех контрактов на поставку указанных самолетов, заключенных российским экспортером — компанией "Ильюшин Финанс Ко." с кубинским покупателем — компанией Aviaimport S.A. Общая сумма двух предоставленных кредитных линий составила примерно 250 млн долл.
Банкам — участникам синдиката кредиторов в качестве обеспечения выполнения кубинским заемщиком обязательств были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации, суверенные гарантии Республики Куба, корпоративные гарантии компании Corporacion de la Aviacion Cubana S.A. — основного кубинского воздушного перевозчика, а также был оформлен залог поставляемых воздушных судов. В 2009 г. аналогичную сделку с тем же покупателем провел Внешэкономбанк: на Кубу было поставлено еще одно воздушное судно семейства Ту-204.
Кроме того, один важный проект был реализован весной 2010 г.: Росэксимбанк и итальянский банк Intesa заключили кредитное соглашение о предоставлении российскому банку кредита на сумму 100 млн долл. под государственную гарантию РФ. Средства, полученные российским банком, будут направлены на финансирование экспортных проектов российских компаний и предусматривают как предэкспортное финансирование, так и предоставление целевых кредитов иностранным покупателям российской промышленной продукции. Соглашение, в частности, предполагает финансирование проекта по производству самолетов Sukhoi Superjet 100 и их продаж на внешнем рынке.
Об экспортных гарантиях
Одна из особенностей российской системы государственной поддержки экспорта состоит в том, что получателями этой поддержки в виде госгарантий могут быть не только сами предприятия-экспортеры, но и банки, кредитующие экспортные операции. При этом данные услуги — и это еще одна характерная черта российской системы поддержки экспортеров — для потенциальных бенефициаров абсолютно бесплатны, при том что зарубежные экспортные кредитные агентства оказывают услуги по гарантированию экспортных контрактов за плату. Таким образом, в российской системе банки и предприятия получают возможность обеспечить свои риски по предоставленным кредитам и в рамках контрактов, не неся дополнительных затрат. Кроме того, при получении государственных гарантий значительно расширяются возможности по структурированию экспортно-импортной сделки.
Российская система госгарантий — открытая, что означает свободный доступ к ее возможностям для потенциальных заемщиков. Единственное существующее требование — это наличие у компании как минимум согласованного с иностранным покупателем проекта экспортного контракта и, если за гарантией обращается банк, проекта кредитного соглашения. Сам механизм получения государственной гарантии достаточно подробно регламентирован соответствующими правилами.
Все начинается с подачи заемщиком заявки на получение государственной гарантии, которая должна сопровождаться соответствующим пакетом документов, утвержденным приказом Министерства финансов РФ № 76Н от 8 сентября 2004 г. В пакет входят в основном различные правоустанавливающие документы (уставы, подтверждение полномочий лиц, имеющих право подписи, и так далее), а также бухгалтерская и финансовая отчетность. В случае предоставления государственной гарантии по обязательствам экспортера потребуется справка из налоговой инспекции об отсутствии неурегулированной задолженности перед бюджетом. Росэксимбанк выносит эту заявку на рассмотрение совета директоров, куда входят представители материнской компании — Внешэкономбанка, а также Минфина и Минпромторга России. Обычно этому предшествует совместная проработка заявки банком и заявителем. Благодаря такому подходу пока не было ни одного случая, когда совет директоров принял бы отрицательное решение по вопросу выдачи госгарантии. После единогласного одобрения членами совета вопроса о возможности предоставления государственной гарантии копии всех документов направляются в Министерство финансов РФ для принятия решения о выделении госгарантий. Согласно существующим нормам это должно произойти не позднее 45 дней с момента получения Росэксимбанком заявки.
В течение 30 дней Минфин РФ рассматривает полученные документы. Для сумм меньше 150 млн долл. решение о выдаче госгарантии он принимает самостоятельно. Для больших сумм необходимо подтверждение положительного решения Минфина со стороны правительства РФ (в этом случае процедура удлиняется еще на 30 дней). После этого министерство направляет в Росэксимбанк обязательство о предоставлении государственной гарантии для его дальнейшей передачи потенциальному получателю госгарантии. На основании обязательства банк готовит проект соглашения о предоставлении государственной гарантии между Минфином, Росэкимбанком и кредитором. Если же гарантии предоставляются по обязательствам российского экспортера, в договоре появляется еще и эта сторона. Соглашение должно быть подписано в срок не позднее 30 дней с момента принятия решения о предоставлении госгарантий.
Наконец, государственная гарантия передается экспортеру или банку-кредитору. Во время ее действия последний должен регулярно предоставлять в Росэксимбанк информацию по экспортной сделке, под финансирование которой госгарантия выдавалась. После того как все обязательства по этой сделке будут выполнены, оригинал гарантии возвращается в банк.
Необходимо также отметить, что правительство России налагает некоторые ограничения на выдачу государственных гарантий. Самое важное из них — максимальный срок заимствований, по которым эти гарантии предоставляются. Для сделок по экспорту летательных и космических аппаратов этот срок не должен превышать 14 лет. При этом может быть гарантировано от 85 до 95% обязательств по кредиту, а гарантия распространяется как на основной долг, так и на проценты по кредиту.
Существующая система постоянно совершенствуется: объемы финансирования и список поддерживаемых отраслей увеличиваются, а перечень требований и условий для привлечения гарантии, наоборот, уменьшается. Однако точки для роста еще есть, и модернизацию нужно продолжать. Например, на сегодняшний день уровень капитализации эксимбанка России остается самым низким по сравнению с аналогичным показателем в другим странах (к примеру, его уставный капитал почти в 17 раз меньше, чем у китайского, и в 150 раз меньше, чем у японского). Поэтому в настоящее время активно разрабатываются концепции дальнейшего развития как Росэксимбанка, так и системы государственной поддержки экспорта в целом.
Для того чтобы пакет обеспечительных мер для экспортных сделок, предлагаемый системой, был конкурентоспособным в сравнении с аналогичными предложениями экспортных кредитных агентств других стран, предполагается сделать ее саму затратной и довести финансирование до 0,35% ВВП. При этом дальнейшее развитие должны получить такие инструменты, как предэкспортное кредитование, поддержка национального капитала за рубежом (поддержка инвестиций) и предоставление так называемых плафонных гарантий, то есть госгарантий, предоставляемых в обеспечение обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии.
Это также потребует определенных изменений в законодательной базе, в частности закрепления функций Росэксимбанка. В настоящее время он работает на общих основаниях как обычный коммерческий банк, что налагает определенные ограничения на его деятельность. В случае если соответствующий закон будет принят, капитализация банка и его кредитный портфель могут быть увеличены до уровня, соответствующего экспортным кредитным агентствам других стран. Кроме того, появится возможность развивать и такие направления поддержки экспорта, как факторинг и экспортное форфетирование.
Целью всех этих изменений должно стать расширение доступа российских компаний, принадлежащих к наукоемким отраслям, таким как авиастроение, к финансированию их контрактов, реализуемых в том числе в странах высокой группы риска, и работ по секьюритизации долговых требований, возникающих при их реализации. В конечном итоге предполагается сделать национальную систему государственной поддержки экспорта эффективным инструментом внешнеэкономической политики, который позволит российским компаниям занять достойное место в мировом разделении труда, обеспечить их адекватное присутствие на внешних рынках, способствовать развитию отечественной авиационной промышленности и сохранению ее стратегического потенциала.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent