Мучительный поиск партнеров
Авиакомпания Austrian Airlines ищет партнеров для дальнейшего развития. Инвестор, на которого возлагала надежды Austrian, бизнесмен из Саудовской Аравии шейх Мохаммед бин-Исса аль-Джабер, еще в конце апреля отказался от своих планов по сотрудничеству с австрийской компанией.
Саудовский бизнесмен, уже владеющий в Австрии несколькими фешенебельными отелями, в начале года собирался инвестировать в авиакомпанию около 150 млн евро в обмен на 20% акций перевозчика, приобретаемых по цене 7,1 евро за одну акцию. Поводом для раздора стала очередная информация о финансовом положении авиакомпании. В апреле Austrian опубликовала отчет о своей работе за I квартал 2008 г., по результатам которого суммарный убыток перевозчика составил 60 млн евро. Рыночная цена акций с начала года до начала мая упала с 6,26 до 3,45 евро.
Аль-Джабер заявил, что его ввели в заблуждение при первоначальных переговорах, хотя представители Austrian это отрицают. Миллиардер изменил условия своего участия в инвестировании авиакомпании. Общая сумма вложений осталась прежней — 150 млн евро, но аль-Джабер, согласно некоторым источникам, потребовал снизить цену акций с 7,1 до 5,7 евро за акцию. Таким образом, бизнесмен претендует на блокирующий пакет: 25% плюс одна акция. По версии других источников, аль-Джабер в дополнение к 20% акций и месту в совете директоров захотел иметь решающее слово в вопросе о том, кто может заседать в совете. Помимо прочего миллиардер настаивал на глубокой реструктуризации компании и увольнении исполнительного директора Альфреда Эча. Представители Austrian назвали эти требования невыполнимыми.
Впрочем, по мнению аналитиков, согласится ли аль-Джабер инвестировать свои средства в австрийского перевозчика или нет, вопрос теперь не столь уж важный. Будущее авиакомпании все равно не зависит от денег арабского миллиардера, 150 млн евро — не такая уж большая сумма. В 2007 г. Austrian получила 3,3 млн евро чистой прибыли, но растущие цены на топливо оказали негативное влияние на финансовое состояние компании. Из-за высокой конкуренции на рынке авиаперевозок в Центральной и Восточной Европе австрийскому национальному перевозчику, видимо, придется в ближайшие 3-5 лет искать альтернативные пути для собственного роста. И если соседнему Цюриху удается расти за счет пассажиров первого и бизнес-класса, ввиду большого сосредоточения международных компаний в Швейцарии, Austrian Airlines едва ли удастся использовать такую возможность.
По-видимому, некоторые проблемы австрийцы смогут решить благодаря реструктуризации парка ВС, который на сегодня состоит примерно из 100 самолетов — от региональных до дальнемагистральных. Сокращению подвергается дальнемагистральный сегмент — в I квартале 2008 г. располагаемая провозная емкость (в кресло-километрах) сократилась на 31,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., тогда как в ближне- и среднемагистральном сегментах эта величина возросла на 7,1%. Общее сокращение провозных емкостей за этот период составило 14,6%; тем не менее коэффициент коммерческой загрузки снизился примерно на 2 процентных пункта, поскольку пассажирооборот Austrian Airlines сократился на 16,6% по сравнению с I кварталом прошлого года. Вкупе с ростом цен на топливо это и привело к серьезным убыткам.
Остается без ответа главный вопрос: сможет ли компания продолжить независимое существование или ей придется примкнуть к кому-либо из более сильных и крупных партнеров. В конце мая вице-канцлер и министр финансов Австрии Вильгельм Мольтерер предложил государственному холдингу OIAG, контролирующему 42,75% акций Austrian Airlines, и правлению авиакомпании оценить возможность ее приватизации, включая и варианты стратегического альянса с кем-либо из авиаперевозчиков. По его мнению, решение должно быть принято до конца года.
Наиболее вероятным покупателем госпакета, если он будет выставлен на продажу, можно считать авиакомпанию Lufthansa, с которой Austrian Airlines не только состоит в одном глобальном альянсе Star Alliance, но и имеет общую бонусную программу Miles and More, так что производственная интеграция этих перевозчиков продвинулась довольно далеко. Со ссылкой на анонимные источники в совете директоров авиакомпании австрийская пресса называет в числе потенциальных покупателей Emirates и "Аэрофлот".
Разумеется, обе эти компании контролируются нефтедобывающими странами, способными пойти на серьезные расходы, однако оба варианта представляются более фантастическими. Авиакомпании Emirates с ее уникальным географическим положением и агрессивной политикой развития нужны не партнеры, а самолеты — к 2012 г. компания рассчитывает эксплуатировать 122 Boeing 777 и 58 двухпалубных A380. Что касается "Аэрофлота", то компания демонстрировала интерес к участию в приватизации Alitalia, Czech Airlines и сербской JAT, однако формирование дальневосточного перевозчика представляется более приоритетной задачей. Впрочем, как говорит директор по маркетингу и развитию бизнеса международного аэропорта Вены Маркус Клаусхофер, "Аэрофлот" был бы более предпочтителен в качестве партнера Austrian Airlines, чем Lufthansa, и такое мнение в Австрии довольно распространено.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft