"Мы находимся в новой экономической реальности"

Валерий ОКУЛОВ
Валерий ОКУЛОВ

В 2006 г. журнал "Авиатранспортное обозрение" отмечает свое десятилетие. За это время отрасль воздушных перевозок претерпела серьезные изменения во всем мире, не исключая и Россию. О своих взглядах на состояние и перспективы российской гражданской авиации главному редактору АТО Алексею СИНИЦКОМУ рассказал генеральный директор компании "Аэрофлот — российские авиалинии" Валерий ОКУЛОВ.

АТО: Валерий Михайлович, как Вы оцениваете развитие воздушного транспорта в России за прошедшие 10 лет?
В. О:
В течение последних десяти лет отрасль как лихорадило, так и лихорадит. В отношении государственного административного регулирования мы прошли все этапы бездумного реформирования: был департамент воздушного транспорта в Минтрансе, потом ФАС, ФСВТ, ГСГА и теперь снова департамент в Минтрансе плюс ФАВТ, ФСНСТ — и еще ФАНС создается. Это свидетельствует об отсутствии внятной государственной политики по управлению столь важной и ответственной отраслью, как организация и обеспечение авиаперевозок.
При таком устройстве физически невозможно скоординировать должным образом взаимодействие всех этих органов государственного регулирования. Такое управление отраслью не может быть эффективным в силу своей фрагментарности и не в состоянии принимать и реализовывать институциональные и системные решения по развитию и обеспечению конкурентоспособности отрасли. Авиационная администрация как единый ответственный орган в системе государственной власти отсутствует. Но вопреки всему отрасль жива, поскольку востребована и потому что в ней есть энтузиазм и профессионализм.
Из положительных решений за прошедший период я бы назвал отмену квотирования на внутренних линиях, которая дала серьезный стимул к развитию внутрироссийских перевозок. Мы это видели по всплеску пассажиропотока в 2003-2004 гг. И косвенным образом появились стимулы к укрупнению, консолидации предприятий. Но при этом совершенно неадекватным образом развивается, управляется, регулируется наземная инфраструктура. Это касается аэропортового хозяйства, которое приходит, к сожалению, в упадок, касается обеспечивающих функций и служб, будь то топливообеспечение или организация ТОиР отечественной авиационной техники.
В отрасли накопилась масса системных проблем. Даже простое их перечисление потребует много времени, и все они не находят своего решения.
Наверное, наиболее показательный пример — проблема с контрафактными запасными частями и агрегатами. "Аэрофлот" в свое время вскрыл эту беду, но она так и осталась застарелой болезнью. Нет единого государственного реестра по запасным частям и агрегатам, вся забота перекладывается на плечи авиакомпаний. И самое вопиющее — отсутствует система их утилизации! Обнаружив некондиционное изделие, авиакомпания направляет его производителю, но оно не уничтожается под контролем, а, скорее всего, отправляется по новому кругу — может, кто-нибудь купит? В "Аэрофлоте" пришлось создать две дополнительные службы входного контроля, как на стадии закупки, так и непосредственно при организации ремонта на своей авиационно-технической базе.

Позвольте высказать пожелания журналу. Сделайте издание площадкой для рассмотрения и поиска решений ключевых и злободневных проблем авиатранспортной отрасли. Такая востребованность существует, есть специалисты и профессионалы, которые откликнутся на такое предложение. Это серьезно повысит привлекательность и полезность "Авиатранспортного обозрения".

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.