На пути к расширению
Йенс ФЛОТАУ, Найроби
Намечаемое авиакомпанией интенсивное развитие подтверждается массивными заказами на авиатехнику. Недавно Kenya Airways получила свой четвертый Boeing 777. Кроме того, заказаны девять Boeing 787, первый из которых будет поставлен в 2010 г., а также несколько Boeing 737-800 и Embraer 170 (их эксплуатация позволит дополнить существующую сеть дальнемагистральных маршрутов региональными и местными рейсами). 80% всех перевозок авиакомпании осуществляется из Международного аэропорта им. Джомо Кениятта (Найроби).
Kenya Airways, частично приватизированная в 1995 г. (государство владеет 26% акций, еще 26% принадлежат KLM), является на сегодня самой прибыльной сетевой авиакомпанией в Африке. В 2005/2006 финансовом году ее чистая прибыль возросла на 24,2% и составила 4,8 млрд шиллингов (68 млн долл.), а доходы — на 25%, до 52,8 млрд шиллингов. Услугами компании воспользовалось 2,4 млн пасс., что на 17% больше, в предыдущем году.
Вступив в должность в 2003 г., нынешний президент Kenya Airways Титус Наикуни провел ряд реформ. "Раньше не было понимания, к чему, собственно, мы стремимся, — говорит г-н Наикуни. — У меня сложилось впечатление, что компания летала просто, чтобы летать. Я постарался убедить своих сотрудников в том, что полетами мы зарабатываем деньги. Это стало ключевым моментом, изменившим психологию людей". С самого начала Титус Наикуни проводил жесткую политику, ориентированную на повышение эффективности производства, частью которой стало сокращение половины должностей руководящего состава. "У нас было слишком много административных сотрудников и слишком мало реальных работников", — объясняет глава авиакомпании. За последние четыре года доходы возросли более чем в два раза, но штат увеличился незначительно, с 3200 до 3400 чел.
Руководитель Kenya Airways взял курс на расширение маршрутной сети, главным образом внутри Африки и в страны Азии. "Мы будем развивать Африку, делать континент более открытым. В Европе, Америке, Азии конкуренция очень жесткая. Мы собираемся использовать свое преимущество единственного серьезного перевозчика на нашей территории", — утверждает он. Kenya Airways планирует укрепить свои позиции на рынке за счет стыковок в Найроби перевозок север-юг. Чад, Камерун и Конго рассматриваются как потенциально интересные направления. Однако два фактора вызывают озабоченность Титуса Наикуни: недостаточная либерализация перевозок и слабая инфраструктура.
Из-за неразвитой инфраструктуры и ненадежного аэронавигационного обслуживания авиакомпаниям, маршруты которых пролегают над Африкой, пришлось ввести в практику специальные процедуры, направленные на повышение безопасности полетов. Так, ВС летят не точно по трассе, а рядом с ней и часто сверяют взаимное местоположение с другими судами, находящимися в той же воздушной зоне, чтобы снизить риск столкновения в воздухе. Увеличение количества рейсов нередко сдерживается ограничительными двусторонними соглашениями между африканскими странами.
Президент Kenya Airways считает, что авиакомпания может обернуть в свою пользу глобальные перемены жизненных реалий пассажиров. "Африканцам неинтересно летать в соседние страны, — объясняет он, — они стремятся путешествовать за пределами Африки. Производство здесь совсем пришло в упадок, текстильная отрасль умерла. Но жизнь изменилась. Двадцать лет назад получить паспорта могли только самые важные и состоятельные люди, а сейчас это может сделать любой. Раньше очень трудно было поменять валюту — сегодня это не проблема. И еще Африку охватила телекомпания CNN. Так что обрабатывающая промышленность здесь рухнула, покупать нечего, зато можно по телевизору увидеть, какие товары есть в Дубае или в Индии. Обзаведясь паспортами и долларами, народ отправляется туда, где можно затовариться".
Несмотря на благоприятную рыночную ситуацию, Титус Наикуни планирует сделать паузу в экстенсивном развитии компании, до тех пор пока перевозчик не получит первые 787-е. "У растущей авиакомпании есть свои проблемы. Следующие два-три года уйдут на подготовку персонала, которого сейчас крайне недостаточно, — прежде всего летного и технического состава".
Но это не значит, что компанию ждет затишье. Kenya Airways готовится по рекомендации KLM стать ассоциированным членом альянса SkyTeam. Она станет третьим африканским авиаперевозчиком (после южноафриканских South African Airways и Comair), вошедшим в глобальные альянсы.
В скором времени ожидается поставка двух из трех Embraer 170, которые берутся в лизинг у GECAS. По словам г-на Наикуни, 70-местные самолеты должны заменить стареющий парк Saab 340 на местных маршрутах, а также во внепиковые периоды на рейсах в Энтеббе, Уганду, Дар-эс-Салам и Танзанию.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS