На Запад за деньгами
Алан КАРТАШКИН, международный советник, Debevoise & Plimpton LLP
Артем ФЕТИСОВ
К огорчению отечественных авиакомпаний, деньги в России "дорогие" и "короткие". Приемлемые условия кредитования можно найти на Западе. Однако пока большинство российских перевозчиков только начинают работать с зарубежными финансовыми организациями, попутно выясняя, что условия кредитования за рубежом для российских компаний зачастую оказываются жестче, чем для перевозчиков из других регионов мира. Впрочем, не стоит унывать — существует целый набор стандартных решений, позволяющих уменьшить ставки по кредитам и минимизировать налоговые отчисления.
Зона риска
Уже сложившаяся практика — как из небольшого пока опыта коммерческих авиакомпаний, так и из истории сделок по приобретению бизнес-джетов — показывает, что привлечь кредит на Западе для покупки самолета российского производства либо воздушного судна, которое планируется внести в российский реестр ВС, практически невозможно.
Настаивая на зарубежной регистрации, западные кредиторы страхуют себя от юридических рисков, связанных с отсутствием в России системы регистрации прав собственности на воздушные суда (см. стр. 54). Залог недвижимого имущества (ипотека), а к этой категории относятся и самолеты, требует регистрации прав собственности. Для западных финансовых институтов это принципиальный вопрос, без положительного ответа на который ни один юридический консультант не даст заключения о том, что права собственности кредитора или лизингодателя полностью защищены. Стоит отметить, что некоторые российские банки предоставляют коммерческие кредиты, полагаясь на собственные сведения о заемщике и закладывая эти риски в стоимость привлеченных средств, однако маловероятно, что западная финансовая организация решится на такой шаг.
Отрицательное отношение кредиторов к российской регистрации объясняется высокими рисками при возврате судна в случае нарушения авиакомпанией условий кредитования или лизинга, особенно если перевозчик начнет сопротивляться или просто не будет содействовать возврату судна. На практике с такой ситуацией еще никто не сталкивался, и отработанной процедуры для России не существует. Для возврата судна представителям кредитора нужно будет попасть на борт ВС, получить разрешение на полет, провести таможенную очистку на экспорт и, наконец, снять самолет из российского реестра ВС. Может ли собственник воздушного судна осуществить самостоятельно все действия и забрать самолет? Российские нормативные акты, включая Воздушный кодекс, не дают четкого ответа на данный вопрос. Скорее всего для оформления необходимых документов потребуется участие авиакомпании или вмешательство суда. Так что пока кредиторам и лизинговым компаниям остается рассчитывают на благоразумие перевозчиков и на то, что самолет будет появляться за пределами России, где его можно будет арестовать.
Кроме того, при попытке привлечь средства коммерческих западных банков российские перевозчики сталкиваются и с банальным недоверием. Отечественные авиакомпании незнакомы западным финансистам, в основной своей массе не имеют публичной кредитной истории, не ведут бухгалтерскую отчетность по международным стандартам, не располагают международными кредитными рейтингами.
Как на Западе поддерживают отечественного производителя
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent