Назад дороги нет
Роберт УОЛЛ, Париж
Европейские авиакомпании начинают осознавать, что для выживания в условиях растущих цен на топливо, усиливающегося конкурентного давления и избыточных провозных мощностей могут потребоваться жесткие меры.
В последние несколько месяцев участники рынка и аналитики гадали, когда же рост цен на топливо начнет серьезно сказываться на финансовых показателях перевозчиков. Этот момент настал: в I квартале 2008 г. Валовая прибыль авиакомпании Finnair сократилась на 40%, несмотря на 9%-ный рост выручки. Прибыль скандинавской SAS заметно упала, а убытки компании Norwegian в I квартале составили более 40 млн долл. (в прошлом году они равнялись приблизительно 3 млн долл.).
Хотя Европу пока не накрыл кризис авиаперевозок, сходный с тем, который наблюдается в США, на местном рынке, несомненно, ожидаются банкротства и попытки выжить за счет слияний. Для того чтобы улучшить свое финансовое положение, европейские перевозчики готовы на любые меры.
Например, после того как группа SAS в I квартале этого года зафиксировала убытки на уровне 973 млн шведских крон (161 млн долл.) — против 96 млн крон в прошлом году — руководство сделало упор на программу реструктурирования. Цель программы: в кратчайшие сроки сократить 1000 рабочих мест и уменьшить парк ВС. В этом году компания снимет 11 самолетов с маршрутной сети и задержит введение в эксплуатацию одного дальнемагистрального авиалайнера. "Мы пока еще не на грани краха, но путь назад нам уже отрезан", — говорит исполнительный директор SAS Мэтс Янссон. По его словам, если предложенные меры не приведут к существенной экономии, SAS может потерять статус независимого игрока на рынке.
Финансовые компании внимательно следят за положением перевозчика. Рейтинговое агентство Standard & Poor's поместило рейтинги SAS в список CreditWatch. Как заявляет аналитик агентства Ли Бэйли, такой шаг "отражает нашу обеспокоенность ситуацией на рынке. Мало того, что стремительный рост цен на нефть трудно компенсировать, но при этом в отдельных сегментах рынка еще и усиливается конкуренция со стороны низкотарифных перевозчиков. Так что SAS ожидает очень непростая ситуация — расходы компании будут расти параллельно со снижением выручки".
Аналитики инвестиционного банка Dresdner Kleinwort уверены, что планы скандинавского перевозчика сократить парк смогут улучшить его положение. Более того, они ожидают, что "если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, то и другие авиакомпании последуют примеру SAS".
Пытаясь выжить любой ценой, слабые авиакомпании могут подорвать финансовое положение более сильных, предупреждает президент и исполнительный директор Finnair Юкка Хиенонен. "Многие перевозчики настолько нуждаются в кратковременной прибыли, что ради нее готовы даже снизить тарифы, хотя, исходя из высокого уровня операционных расходов, логично было бы ожидать обратного, — сетует Хиенонен. — Если нынешняя ситуация сохранится банкротств и слияний не избежать".
Крупные европейские авиакомпании обеспокоены тем, что экономический спад в США и Европе может негативно отразиться на коммерческой загрузке в премиум-классе, который до сих пор сохранял прибыльность. "Мы наблюдаем признаки замедления роста в секторе перевозок бизнес-класса", — говорит финансовый директор SAS Гунилла Берг. По мнению аналитиков, экономический кризис может сказаться прежде всего на внутриевропейском и трансатлантическом рынках перевозок в данном сегменте.
Однако пока не все авиакомпании ощутили сложность ситуации. По словам финансового директора Lufthansa Стефана Гемкова, судя по количеству забронированных билетов, компании по силам выполнить план 2008 г. по объему пассажироперевозок. Гемков считает, что Lufthansa даже ожидает роста пассажиропотока, но признается, что запланированных цифр удастся добиться, только если "не произойдет дальнейшего ухудшения рыночных условий". В противном случае авиакомпании придется пойти на дополнительные меры по снижению расходов.
Еще одной проблемой для отдельных европейских перевозчиков являются избыточные провозные мощности. По этой причине SAS пытается избавиться от дочерней компании Spanair путем ее продажи испанскому перевозчику Iberia. Однако, по словам менеджмента SAS, переговоры тормозятся из-за жесткой конкуренции и переизбытка предложения на испанском рынке. Янссон все же надеется, что будущее Spanair решится к июлю этого года.
Один из главных вопросов, стоящих перед европейскими авиакомпаниями, — сможет ли повышение тарифов окупить растущие расходы. SAS обдумывает такой шаг. С другой стороны, Finnair, которая недавно повысила цены на билеты, получила в результате снижение коэффициента коммерческой загрузки. Янссон признается, что повышение тарифов может плохо сказаться на пассажиропотоке, однако, по его словам, "нам придется пойти на этот риск". Тем временем компании British Airways и Air France постепенно увеличивают топливные сборы. Ирландский низкотарифный перевозчик Ryanair, связанный обязательством свои топливные сборы не повышать, пытается сохранить рентабельность путем увеличения прочих тарифов — например, стоимости перевозки багажа.
На фоне общей безрадостной ситуации удивительным образом пошел в рост сегмент грузоперевозок, который всего несколько месяцев назад являлся для авиакомпаний чуть ли не убыточным. Резкое увеличение грузооборота фиксирует Lufthansa. "Я и сам в шоке", — говорит Гемков. Улучшились финансовые показатели в этом секторе и у Finnair. Менеджмент компании объясняет рост сокращением парка ВС, взятых в лизинг. Кроме того, низкий курс доллара к евро подстегивает рост экспорта товаров из США, что тоже положительно влияет на прибыль в секторе. Но, как осторожно отмечает Гемков, время покажет, чем на самом деле является бум грузоперевозок — краткосрочным феноменом или тенденцией.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft