Негде спрятаться
Рынок услуг связи, предоставляемых на борту самолета, стремительно развивается. Авиапассажиры уже почти 10 лет разговаривают с абонентами наземной сети через спутники; в последнее время все больше авиакомпаний дают своим клиентам возможность общаться при помощи электронной почты и Интернета (см. стр. 22 и АТО # 58, стр. 26). Следующий этап — предоставление на борту услуг сотовой связи с использованием пассажирами собственных мобильных телефонов. Сразу несколько провайдеров объявили о скорой реализации подобных проектов, рассчитывая, что новой услугой захочет воспользоваться большинство авиапассажиров, ведь ее стоимость обещает быть гораздо ниже, чем разговор по стационарным спутниковым телефонам, которые сейчас можно найти на борту многих деловых и пассажирских воздушных судов.
До сих пор на пути "мобилизации" самолетов стоит несколько преград. Одна из них техническая: работающие мобильные телефоны и базовая станция сотовой связи (pico-cell) на борту не должны оказывать влияния на функционирование электронного оборудования самолетов и создавать помехи другим видам связи, в первую очередь на земле. Другая преграда организационная: необходимо доказать властям, что упомянутые технические проблемы благополучно решены. Наконец, существует еще один аспект — психологический. Многие пассажиры и бортпроводники считают, что звонки и эмоциональные телефонные разговоры пассажиров будут беспокоить их соседей и предлагают выделить в салоне самолета специальные зоны для ведения телефонных переговоров.
Разработка правил
Чтобы гарантировать надежную и безопасную эксплуатацию сотовой связи в полете, в первую очередь необходимо понимать, какие проблемы могут возникнуть на этом пути.
Вопросы электромагнитной совместимости оборудования воздушных судов уже давно и достаточно хорошо изучены, и поэтому меры, позволяющие исключить воздействие сигналов сотовых телефонов на бортовое оборудование, известны и разработчикам авионики, и самолетостроителям. Несколько сложнее обстоит дело с взаимодействием с наземными сетями связи.
Усилиями различных организаций была проведена целая серия исследований взаимного влияния наземных сотовых сетей и микросети на борту самолета. В ходе исследования выяснился интересный факт, известный членам экипажей воздушных судов: при определенных условиях сотовый телефон, находящийся на борту самолета, может принять сигнал наземной станции на дальностях, намного превышающих привычные пределы сотовой связи. В этой ситуации ответный сигнал мобильного телефона осуществляется на его максимальной мощности, что может неблагоприятно воздействовать на оборудование самолета.
Для борьбы с этим явлением разработано несколько методов, один из которых — генерирование на борту самолета маскирующего сигнала, "забивающего" сигнал наземной станции.
Итак, возможные технические проблемы на пути внедрения сотовой связи на борту в целом определены. Теперь власти занимаются выработкой требований к оборудованию и операторам и готовятся провести их сертификацию.
Сертификацией оборудования, устанавливаемого на самолет, ведают авиационные власти, и у авиастроителей накоплен богатый опыт взаимодействия с ними. Поэтому Boeing и Airbus совместно с разработчиками оборудования для сотовой связи на борту ведут работу с Федеральной авиационной администрацией США (FAA) и Единой европейской администрацией (JAA) по сертификации конкретных систем, установленных на те или иные типы самолетов. Первые результаты могут быть достигнуты в конце этого — начале следующего года.
Взаимоотношения с национальными контролирующими органами, отвечающими за связь, не столь очевидны. Наиболее простым решением было бы получать разрешение на ведение мобильной связи в воздухе от властей стран регистрации воздушного судна, но для этого необходимо, чтобы правила (и требования) к мобильной связи на борту были гармонизированы друг с другом во всех странах. В настоящее время регламентирующие документы по гармонизации требований и процедур разрабатывают Европейское агентство по связи (European Committee of Post and Telegraphs, CEPT), американская Федеральная комиссия по связи (Federal Communications Commission) и Азиатско-Тихоокеанская комиссия по телекоммуникациям (Asia Pacific Telecommunity). Решения организационных вопросов ожидают уже несколько провайдеров, которые утверждают, что готовы предложить услуги сотовой связи на борту в ближайшее время.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent