Новые флагманы
Алексей СИНИЦКИЙ, Тулуза
Двухэтажный самолет A380, первый полет которого состоялся в конце апреля, привлекает внимание не только специалистов, но и обычных пассажиров, которые, как правило, мало задумываются о том, на самолетах какого типа они летают. За последние полвека в истории мировой авиации такой широко узнаваемый образ имели только Boeing 747 и Concorde. Европейским самолетостроителям удалось преодолеть однообразие унификации своих самолетов (впрочем, вполне экономически оправданное) и создать машину, поражающую воображение.
По состоянию на май 2005 г. на самолет A380 было размещено 154 твердых заказа и обязательства со стороны 15 авиакомпаний мира (127 на пассажирскую версию самолета и 27 на грузовую). Точка окупаемости проекта, стоимость которого составляет порядка 12 млрд долл., находится на уровне 250 машин. Руководители Airbus считают, что этот рубеж будет преодолен. "В течение 20 лет в мире потребуется около 800 самолетов вместимостью 500-600 пассажиров", - полагает вице-президент Airbus по прогнозированию и исследованию рынка Лоран Руо. Ожидаемый среднегодовой рост пассажирооборота на 5,3% приведет в 2023 г. к утроению этого показателя по сравнению с 2004 г. По словам Лорана Руо, такой рост обусловлен двумя, на первый взгляд, противоречивыми факторами: консолидацией и фрагментацией пассажиропотоков.
Консолидация будет происходить вокруг основных транзитных узлов - хабов - на основе развития глобальных альянсов авиакомпаний. Для перевозок между хабами, по стратегии Airbus, и будут востребованы самолеты A380. В то же время существенный вклад в рост пассажиропотоков должна внести фрагментация: развитие связей между транзитными хабами и отдельными пунктами назначения, прямые рейсы между парами городов, увеличение частоты полетов на линиях с невысоким пассажиропотоком. На обслуживание этого сектора роста ориентирован перспективный Boeing 787. В качестве его конкурента Airbus предлагает A350.
Навстречу консолидации
"Проект A380 (тогда еще A3XX) с момента своего старта в середине 90-х сопровождался тщательным изучением рынка и постоянными контактами с авиакомпаниями - потенциальными заказчиками, для того чтобы определить конфигурацию самолета: размеры, дальность, вместимость и прочие параметры, - рассказывает Шарль Шампьон, исполнительный вице-президент Airbus по программе A380. - В 2000 г., когда началась реализация проекта, число рабочих встреч с авиакомпаниями резко возросло; в 2003-2004 гг. консультации шли практически каждую неделю, и всего к моменту выкатки первого летного экземпляра A380 в январе этого года было проведено 187 подобных встреч" (см. диаграмму).
В конструкции A380 применен ряд инноваций. В частности, планер самолета на 25% состоит из современных алюминиево-литиевых сплавов и композитных материалов, благодаря чему удалось увеличить коммерческую загрузку на 15 т по сравнению с традиционной конструкцией. Нововведения не обошли также бортовую авионику и многие системы самолета.
Однако самые заметные - особенно для пассажиров - новшества касаются оборудования салона. Наличие двух палуб и заметное увеличение свободного пространства по сравнению с существующими самолетами позволяет авиакомпаниям искать самые разнообразные варианты обеспечения комфорта пассажиров, особенно в течение многочасовых дальних перелетов.
Любопытно, что большинство авиакомпаний-заказчиков, по словам г-на Шампьона, не особенно заинтересованы в самолете максимальной вместимости. Они позиционируют A380 как свои флагманские воздушные суда и уделяют особое внимание первому и бизнес-классам. Именно в них должна проявиться индивидуальность авиакомпаний, и именно это они держат под большим секретом.
Кстати, по одной из неофициальных версий, затянувшееся обсуждение вариантов компоновки салона с заказчиком (ряд вопросов требует весьма глубокого вмешательства в конструкцию самолета - например, устанавливать ли широкую лестницу на второй этаж или узкую лестницу и лифт, или же вообще отказаться от лестниц и полностью отделить первый класс от бизнес- и экономклассов) оказалось причиной наметившейся уже сейчас задержки срока поставки первого A380 стартовому заказчику - компании Singapore Airlines. Поставка была запланирована на май 2006 г., но сейчас срок перенесен на вторую половину года. Руководители Airbus хранят полное молчание как относительно причин задержки, так и относительно возможных штрафов со стороны авиакомпании. "Все очень просто: у нас есть контракт с Singapore Airlines и в нем оговорены все гарантии и все обязательства сторон, - объясняет Шарль Шампьон. - Но его содержание - коммерческая тайна. После того как поставка самолета состоится, мы будем обсуждать ситуацию с руководством авиакомпании, и, если не удастся договориться, нельзя исключать судебного разбирательства". Ранее глава Singapore Airlines Чу Чунь Сен заявил, что вопрос отсрочки поставки первого самолета не урегулирован и у авиакомпании нет на этот счет соглашения с Airbus.
Впрочем, отдельные задержки вряд ли окажут существенное влияние. В классе сверхбольших самолетов Airbus сейчас вне конкуренции и, если прогнозы развития рынка сбудутся, программу A380 ожидает серьезный успех.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.