Новые материалы обеспечат создание перспективных российских авиадвигателей
![:: ОДК Новые материалы обеспечат создание перспективных российских авиадвигателей](http://www.ato.ru/files/styles/r-inpage-super/public/field_image/novye_materialy_pd-35_660.jpg)
Российские ученые работают над новыми типами полимерных материалов, которые позволят создать авиационные газотурбинные двигатели нового поколения, рассказал Михаил Бакрадзе, заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Ростеха, выступая в конце ноября на IV Конгрессе молодых ученых.
"Эволюция авиационных двигателей показывает, что переход к следующему поколению — это результат создания материалов и технологий. Сегодня новые композиционные материалы, из которых мы проектируем лопатки вентилятора, новые интерметаллидные высокотемпературные сплавы — это основа двигателей пятого поколения. Разработка высокотемпературных полимерных композитов, разработка высокотемпературных керамических и металлокерамических материалов обеспечит нам создание двигателей нового [следующего, шестого] поколения", — объяснил он.
По словам Михаила Бакрадзе, достижение принципиально нового уровня развития технологий и материалов в двигателестроении было бы невозможно без опережающего научно-технического задела. Композитные материалы уже составляют около 10% в современных авиадвигателях, а к 2035 году доля неметаллических материалов в российских авиадвигателях возрастет до 30%.
Для формирования опережающего научно-технического задела ОДК тесно сотрудничает с научными организациями, институтами Российской академии наук и высшими учебными заведениями.
Результатом совместной работы стала разработка новых отечественных технологий и материалов в рамках программы создания двигателя ПД-14 для нового российского среднемагистрального самолета МС-21-310. Чтобы обеспечить технические характеристики ПД-14 на уровне современных мировых аналогов, были разработаны и внедрены 16 критических технологий и 12 новых материалов и покрытий.
Впервые в России на ПД-14 была применена титановая пустотелая широкохордная рабочая лопатка вентилятора, изготовленная по технологии диффузионной сварки и сверхпластической формовки, монокристаллические лопатки турбины высокого давления с высокоэффективной системой охлаждения и с теплозащитным покрытием второго поколения. Также в конструкции ПД-14 применены уникальные детали камеры сгорания, изготовленные с применением аддитивных технологий.
Для деталей и агрегатов мотогондолы ПД-14 во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) были созданы перспективные полимерные материалы нового поколения — угле- и стеклопластики, которые по характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам.
Новые материалы разработаны и для нового двигателя ПД-8, который будет устанавливаться на импортозамещенную версию российского ближнемагистрального самолета SJ-100. ОДК в сотрудничестве с НИЦ "Курчатовский институт" — ВИАМ создала для лопаток ПД-8 пять новых жаропрочных никелевых сплавов, способных выдерживать особо высокие нагрузки.
Для первого отечественного двигателя большой тяги большого проекта ПД-35 потребовалось освоить еще 18 новых технологий, включая высокотемпературные полимеры.
На Международном форуме двигателестроения в Москве ОДК впервые продемонстрировала полноразмерную лопатку из полимерных композитов для вентилятора ПД-35. Применение композитов позволило снизить вес конструкции и обеспечить высокую устойчивость к внешним воздействиям.
ОДК представила композитную лопатку вентилятора ПД-35 в 2020 году и провела успешные испытания модели рабочей лопатки вентилятора на двигателе ПД-14. В 2024 году успешно прошел первый этап испытаний уже двигателя-демонстратора технологий ПД-35. При этом был многократно обеспечен выход на взлетный режим с достижением тяги двигателя 35 т.
"Примером сегодняшнего прорыва в области полимерных материалов для нашего двигателестроения является создание полимерной лопатки вентилятора ПД-35. Без этой технологии было бы невозможно создать двигатель большой тяги, потому что это ключевая позиция. Следующим этапом развития этой технологии будут уже термопластичные полимеры, и это огромный пласт работы, которую нам надо преодолеть — создать технологию производства", — сказал Михаил Бакрадзе.
В новом ПД-35 применены и другие новшества. Там же, на форуме двигателестроения были показаны "выращенные" рабочие и сопловые лопатки двигателя-демонстратора технологий ПД-35. Аддитивные технологии позволяют производить детали сложной формы, которые способны выдерживать высокие нагрузки.
Михаил Бакрадзе отметил, что Россия входит в число пяти стран, которые способны конструировать, производить, серийно выпускать авиационные газотурбинные двигатели. Он также напомнил, что даже при наличии технического и научного задела только опытно-конструкторские работы при создании нового двигателя занимают около 7–10 лет. Сейчас ОДК представляет двигатели и элементы двигателей, соответствующие характеристикам пятого поколения. Разработка полимеров и композитов с еще более высокими характеристиками обеспечит в обозримой перспективе переход к двигателям шестого поколения.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather