Нужен компаниям, не нужен стране
Программа создания стоместного ближнемагистрального самолета Ту-334 в ноябре получила дальнейшее развитие — на Киевском государственном авиационном заводе "Авиант" построен и поднят в воздух первый серийный самолет, который практически сразу присоединился к завершающимся сертификационным испытаниям. Стадия сертификации заканчивается, открывая путь серийному производству машины, но где оно будет организовано и когда — ответа на этот вопрос пока нет.
Ту-334 с номером 005 собран на "Авианте" в соответствии с соглашением о кооперации по программе производства этого самолета, по которому окончательная сборка будет производиться в России на мощностях РСК "МиГ", а также на заводе "Авиант" с дальнейшим сбытом самолета на паритетных условиях. Это второй летный экземпляр, однако он считается первым серийным и соответствующим типовой конструкции. Третий экземпляр должен быть построен на заводе РСК "МиГ" в Луховицах; степень его готовности оценивается в 50%.
До настоящего времени проект создания Ту-334 числится приоритетным в программе развития производства гражданской авиатехники. В период до 2002 г. сертификационные испытания проводились в основном за счет средств ОАО "Туполев" и РСК "МиГ", но в последние два года полностью перечисляются запланированные средства из государственного бюджета. Это позволяет президенту ОАО "Туполев" Игорю Шевчуку уверенно заявлять, что испытания могут быть закончены в 2003 г.
А вот дальнейшая судьба проекта Ту-334 не столь очевидна. 4 ноября правительство по ходатайству "Росавиакосмоса" сняло с должности генерального конструктора — генерального директора ФГУП РСК "МиГ" Николая Никитина. Ему вменили в вину срыв сроков, предусмотренных постановлением правительства по запуску в серийное производство Ту-334. Между тем предприятие вело подготовку серийного производства полностью из собственных средств, не получая из госбюджета на эти цели ни копейки, и теперь, после снятия Никитина, который был основным сторонником запуска серии Ту-334 на РСК "МиГ", новое руководство корпорации скорее всего постарается избавиться от этой обузы, особенно учитывая весьма сложное финансовое положение предприятия.
В госбюджете на 2004 г. средства на организацию серийного производства Ту-334 не предусмотрены, и поэтому желающим реанимировать проект придется вкладывать собственные деньги или искать инвесторов. Существующая схема кооперации предусматривала, что на линии окончательной сборки корпорации "МиГ" и "Авианта" носовую часть фюзеляжа, кабину и интерьер будет поставлять ульяновский "Авиастар-СП"; хвостовую часть, стабилизатор и вертикальное оперение — предприятие "ТАВИА" (г. Таганрог), а некоторые узлы поступят с Казанского авиационного производственного объединения.
Можно предположить, что эти предприятия выступят в качестве партнеров при реализации проекта, разделив между собой расходы, но в любом случае коммерческие инвестиции в производство должны быть подкреплены платежеспособным спросом на Ту-334, который пока не сформирован, если не считать оформленные в контрактной форме заявки от авиакомпаний "Атлант-Союз" и "Аэрофрахт" на 10 машин.
Кадровые перестановки на "МиГе" в очередной раз отодвигают сроки появления Ту-334 у заказчиков. Пока реалии таковы: лишь киевский "Авиант" готов производить эти самолеты, но его планы предусматривают изготовление второго и третьего серийных самолетов через полтора и два года соответственно. Дальнейшая судьба самого востребованного российского лайнера остается под вопросом.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft