О ценах (тарифах) на воздушные перевозки в ГА РФ

Фридлянд Александр Абрамович, директор НЦ-19 ФГУП ГосНИИ ГА д.э.н., проф.
Цены (тарифы) на авиаперевозки в последнее время стали объектом широкой дискуссии как на уровне высокопоставленных правительственных чиновников, так и среди отраслевых специалистов. В связи с этим представляется полезным представить статистическую картину динамики рассматриваемого показателя, с учетом влияющих на него наиболее важных показателей.
На рис. 1 – 4 приведена динамика среднеотраслевых значений показателей доходной ставки и себестоимости 1 ткм воздушных перевозок (ВВЛ+МВЛ), среднеотраслевой операционной рентабельности авиаперевозок и структуры отраслевой себестоимости перевозок в период 2003 – 6 месяцев 2010 гг. Аналогичные показатели поквартально анализируются в период 01.01.2008 – 01.07.2010 (рис. 5 – 12).
Из представленных данных видно, что среднеотраслевая динамика стоимости авиаперевозок существенно отличается от традиционной (типичной) динамики стоимости многих видов товаров, услуг, монотонно "растущей" синхронно с темпами инфляции в экономике. Поэтому малоинформативны для прогнозирования стоимости перевозок популярные среди специалистов графики структуры себестоимости перевозок (по статьям, в %). Практически это определяется тем, что цена авиаперевозки существенно зависит, во-первых, от текущего уровня конкуренции на авиатранспортном рынке (как следствие проведенных рыночных преобразований) и, во-вторых, в значительной мере определяется высокотехнологичным характером отрасли, формирующим сильную зависимость потенциала снижения цен на авиаперевозки от масштабов и темпов внедрения в отрасли достижений научно-технического прогресса (НТП).
В первую очередь НТП в отрасли отражается в области энергоэффективности воздушных перевозок (косвенно измеряемой стоимостью расходуемого авиаГСМ на единицу транспортной работы – ткм, обвально снизившейся к 2010 году вследствие массового обновления авиапарка). Именно указанными двумя доминирующими факторами (обострение конкуренции в 2009 – 2010 гг. и интенсивное обновление парка в условиях нестабильности цен на нефтепродукты) объясняется резкая смена общей тенденции роста цен на авиаперевозки, наблюдавшейся вплоть до 2008 года, на их снижение, наблюдаемое в течение 6 кварталов (01.01.2009 – 01.07.2010).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 23 new destinations to its vast summer route network
- Sky Gates Airlines takes delivery of second Ilyushin IL-96-400T
- Superjet 100 flies with Russian engines
- Aeroflot posts first full year profit since pandemic
- Supporting Russia’s fleet of Western-built aircraft is a humanitarian necessity – AmCham Russia
- Rosaviatsiya: Russian airlines’ passenger traffic to decline in 2025
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level