О состоянии и развитии региональных перевозок
В справке к заседанию Общественного совета, в докладе и проекте решения недостаточно раскрыты два вопроса: каковы же причины реального состояния региональных перевозок и какие есть реальные предложения по их развитию. Общая картина дана, но анализ весьма упрощен. Однако вывод напрашивается: налицо деградация региональных перевозок и перевозок на местных воздушных линиях (МВЛ).
С 2002 г. в Федеральной целевой программе модернизации транспортной системы России на 2002–2010 гг., а также в многочисленных стратегиях по развитию транспорта красной нитью проходит фраза "сохранение и развитие авиаперевозок местного значения, определение (классификация) аэропортов регионального и местного значения и системы управления ими".
Каков же результат?
Статистика, скорее, говорит об имеющем уже длительное время обратном движении. Если в 1993 г. перевозки пассажиров на МВЛ составили 5,8 млн чел., в 2007 г. — 1,6 млн, за 7 месяцев 2008 г. — 940 тыс. чел., то за 7 мес. 2009 г. перевезено 765 тыс., чел., на 175 тысяч меньше. В несколько раз уменьшилось количество аэропортов. Сокращение прежде всего коснулось аэропортов регионального и местного значения. А почему? Среди многих причин можно назвать две: линию на укрупнение и консолидирование авиакомпаний и ужесточение требований по сертификации аэродромов и аэропортов.
В то же время не сформирован механизм привлечения инвестиций в развитие аэропортов местных воздушных линий. Ужесточилась политика взимания налога в отношении земельных участков, занятых под аэродромы. С 1 января 2008 г. введена арендная плата за земли транспорта, находящиеся в муниципальной собственности, в размере 1,5% от кадастровой стоимости, которая (т. е. арендная плата) в десятки раз превышает любую разумную прибыль практически всех аэропортов.
Вместе с тем как положительное явление последнего времени необходимо отметить выход постановления Правительства РФ от 14.09.09 № 738, окончательно отменившего таможенные пошлины на гражданские пассажирские самолеты с количеством пассажирских мест не более чем на 50 чел.
Однако это вполне компенсируется распоряжением Росавиации от 20.05.09 № ГК-85 об оснащении до 01.02.10 системами ТКАС всего парка ВС ГА РФ. Понятно, что прежде всего оно касается самолетов типа Ту-134, Ан-24, Як-40, составляющих основу парка для выполнения региональных перевозок.
По материалам ГосНИИ ГА в июле 2009 г. численность магистрального парка самолетов на 24% превысила региональный парк. Действующая часть коммерческого регионального парка за первое полугодие 2009 г. сократилась на 8%. Доля самолетов регионального пассажирского парка, временно выведенных из эксплуатации в 2008 г. и в первой половине 2009 г., возросла до 43%.
Отсутствие современных отечественных самолетов для выполнения полетов на МВЛ — факт. Плюс запущенная инфраструктура. Уже только это приводит к деградации МВЛ, да и региональных перевозок тоже.
В результате удельный вес перевозок пассажиров на МВЛ составляет чуть более 3% и имеет устойчивую тенденцию к снижению.
По статистическим данным 86% перевозок выполняется между городами федеральных округов и почти 14% в границах федеральных округов (ФО). Из числа пассажиров, перевозимых между городами ФО, 85% (7,3 млн чел. из 8,6 млн чел) перевезено через аэропорты московского авиаузла (МАУ).
Если перевозки через МАУ в этом году снизились на 17%, то между городами ФО — на 27%. Почти 87% пассажирооборота и 79% перевозок пассажиров приходится на долю первых 15 авиакомпаний.
Что же остается на долю авиакомпаний, выполняющих перевозки на региональных и местных воздушных линиях?
При этом нельзя не упомянуть, что перевозки на МВЛ, особенно в районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, связаны с повышенными расходами. На всё.
Такова сугубо фрагментарная характеристика состояния дел по обсуждаемому вопросу.
Что в этих условиях представляется необходимым предложить руководству Росавиации:
- Либерализовать порядок и процедуры создания авиакомпаний, выполняющих перевозки на региональных и местных авиалиниях.
- Активизировать работу по отмене арендной платы за землю аэродромов и освобождение аэропортов от налогового бремени.
- Активизировать работу по снятию таможенных пошлин на аэродромное оборудование.
- Активизировать работу по снятию таможенных пошлин на все турбовинтовые самолеты.
- Максимально снизить требования по сертификации аэропортов МВЛ.
- Отказаться от создания новых Концепций и программ развития МВЛ. Реально приступить к реализации ранее принятых решений.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS