Обязательно ли обязательное страхование?
Антон ЗЫКОВ, адвокат, младший партнер юридической практики ЗАО "Эйч Эл Би Внешаудит"
Статьями 131, 133-135 действующего Воздушного кодекса РФ установлена обязанность владельцев воздушных судов, авиаперевозчиков и эксплуатантов страховать ответственность перед третьими лицами. Свою ответственность должны страховать:
- владельцы воздушных судов — за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна;
- перевозчики — за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного суда, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам, а также за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза;
- эксплуатанты — за вред, который может быть причинен в соответствии с выполнением ими авиационных работ.
Однако из-за несовершенства законодательства указания на обязательность страхования в Воздушном кодексе недостаточно, чтобы придать ему действительно обязательный характер.
Причина тому — пункт 4 статьи 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ". В соответствии с указанной нормой условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. При этом федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, которыми определены: субъекты страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев; минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; размер, структура или порядок определения страхового тарифа; срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); срок действия договора страхования; порядок определения размера страховой выплаты; контроль за осуществлением страхования; последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования; иные положения.
Нормы Воздушного кодекса не содержат всех перечисленных положений. В частности, отсутствует размер, структура и порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования.
На этом основании некоторые юристы делают вывод о том, что требование об обязательном страховании авиаперевозчиков надлежащим образом не установлено. То есть страхование обязательным не является.
Требование об обязательном страховании авиаперевозчиков содержится в ст. 50 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 г.). Однако эта конвенция до сих пор не ратифицирована в РФ, а значит не имеет в России юридической силы. Да и после ратификации конвенция будет распространяться только на международные перевозки и в отношении внутрироссийских рейсов действовать не будет.
Такие противоречия в законодательстве не только лишают пассажиров, грузоотправителей и других лиц надлежащей защиты при наступлении страхового случая, но и создают проблему для авиаперевозчиков, добросовестно застраховавших свою ответственность.
Исходя из ст. 252, 263, 270 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму выплаченных страховых премий, если страхование не является обязательным.
Если закон о конкретном виде страхования не соответствует пункту 4 статьи 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ", расходы на страхование не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли. Именно такую позицию занимает сейчас ФНС РФ, а также Минфин РФ.
К счастью, есть достойные аргументы и у сторонников обязательности страхования ответственности.
Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" не является единственным нормативным актом, касающимся обязательного страхования.
Вопросы страхования также регулируются частью 2 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 3 ст. 936 ГК РФ законом должны быть определены только объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм.
Таким образом, ГК РФ предъявляет меньше требований к закону об обязательном страховании. Причем ГК РФ принят позже, и его нормы имеют приоритет над ранее принятым законодательством).
Анализ статей 131, 133, 134 Воздушного кодекса РФ показывает, что они полностью соответствуют п. 3 ст. 936 ГК РФ. И только ст. 135 Воздушного кодекса в отношении страхования ответственности эксплуатанта за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ, не удовлетворяет требованиям ГК РФ.
Таким образом, исходя из норм Гражданского кодекса, являются надлежащим образом установленными следующие виды обязательного страхования ответственности:
- ответственность владельца ВС перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна;
- ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира ВС, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам;
- ответственность перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft