Олимпийская приватизация
Разговоры о приватизации аэропорта Сочи по затраченному на них времени вряд ли могут сравниться с главным местным долгостроем — новым зданием аэровокзала. Конкурс городов-претендентов на проведение зимней Олимпиады-2014, в котором участвует Сочи и итоги которого объявят через год, дал аэропорту шанс поменять статус ФГУП на статус акционерного общества. Вместе с подготовкой к приватизации Министерство транспорта стало готовить аэропорт к ремонту, объявив соответствующий конкурс.
Еще в июле 2004 г. замминистра транспорта Александр Мишарин в интервью одной из деловых газет сообщил о скором акционировании и последующей продаже аэропорта Сочи, пояснив, что инвентаризация имущества аэропорта уже подходит к концу. Тогда оппонентом чиновника выступило Минэкономразвития (МЭРТ), представители которого заявили, что аэропорт не стоит в плане приватизации на 2005 г.: по закону до акционирования предприятия его не могут внести в этот список.
В мае 2005 г. МЭРТ согласовало с Минтрансом проект указа президента об исключении ФГУП "Аэропорт Сочи" из списка стратегических предприятий и направило в правительство документы по его приватизации. Предполагалось, что в ноябре 2005 г. проведут инвентаризацию имущества (которая, по заявлению некоторых чиновников, уже подходила к концу в середине 2004 г.) и весной 2006 г. предприятие должны были выставить на аукцион. Но и эти сроки не были соблюдены.
Закон об исключении аэропорта Сочи из списка стратегических предприятий Владимир Путин подписал 3 мая нынешнего года, а в начале июля распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова он был включен в план приватизации на 2006 г. Между подписанием этих двух документов глава Международного олимпийского комитета Жак Рогге огласил список официальных городов-претендентов на проведение Олимпиады-2014, в который вошли австрийский Зальцбург, корейский Пхенчхан и российский Сочи. Не исключено, что решение МОК послужило дополнительным стимулом для решения вопроса о приватизации аэропорта. По сообщению пресс-службы Сочинского аэропорта, сейчас во исполнение приказа заместителя руководителя Росимущества от 7 августа 2006 г. № 180 "О приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Сочи"" на предприятии создана рабочая группа по разработке пакета документов, необходимого для принятия решения об условиях приватизации. Отметим, что только на подготовку приказа о подготовке документов Росимуществу потребовался примерно месяц.
Основной сложностью при возможном акционировании и дальнейшей продаже аэропорта Сочи раньше считался недостроенный аэровокзал. В 1987 г. его начала возводить югославская (словенская) строительная компания SCT International, однако после распада СССР в готовом на 90% здании так и не были завершены отделочные работы, оно не было сдано в эксплуатацию и никогда не функционировало. С точки зрения юридического оформления новый аэровокзал не входил в состав ФГУП "Аэропорт Сочи", а продавать его отдельно от действующей части аэропорта было бессмысленно. После соответствующих решений президента, премьера и Международного олимпийского комитета имущество долгостроя было закреплено на правах хозяйственного ведения за ФГУП "Аэропорт Сочи" (распоряжение территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю от 08.08.2006 № 01-04/2964С).
Еще с одной проблемой недостроенного аэровокзала владелец аэропорта столкнется при проведении необходимой реконструкции. Как считает глава строительной компании Cyvas (реконструирует аэропорт Домодедово) Миливое Зечевич, новый сочинский аэровокзал изначально проектировался, скорее, как торговый центр и многие особенности распределения потоков в аэропорту в нем не были учтены (см. интервью на с. 54).
Главным претендентом на сочинские воздушные ворота считается "Базовый элемент" Олега Дерипаски. Напомним, что аффилированная к "Базэлу" Русско-Азиатская инвестиционная компания (РАИнКо) управляет аэропортами Краснодара и Анапы, а также на основе государственно-частного партнерства строит аэропорт в Геленджике. В РАИнКо не отрицают интереса к аэропорту Сочи, но пока отказываются более подробно говорить на эту тему. Соперниками РАИнКо на предстоящем конкурсе могут стать акционеры московского аэропорта Внуково. Заместитель генерального директора Внуково Виталий Ванцев официально подтвердил намерение претендовать на Сочи. Сообщения о том, что потенциальным покупателем аэропорта считается компания "Ренова" (управляет аэропортом Екатеринбурга), пока не подтверждаются. По словам представителя "Реновы" Андрея Шторха, ни на одном совете директоров управляющей компании холдинга этот вопрос не рассматривался. Решение о возможном участии будет приниматься лишь после официального объявления условий конкурса.
Как заявил г-н Ванцев, реконструкция аэровокзала в Сочи может потребовать до 100 млн долл. "Оптимистичный срок окупаемости этих вложений — пять лет, пессимистичный — десять", — говорит он. Несмотря на рост привлекательности аэропортового бизнеса среди инвесторов, большинство объектов до сих пор остаются рискованным вложением денег: оператор аэропорта не устанавливает ставки на обслуживание авиакомпаний, следовательно, не может в полной мере рассчитывать сроки возврата своих денег. Однако старший аналитик инвестиционной компании "Регион" Евгений Шаго считает, что аэропорт Сочи, может стать удачным проектом для его будущих владельцев. "Если в город к Олимпиаде будут вложены обещанные деньги (вице-премьер Александр Жуков говорит об инвестициях в 12 млрд руб. — Прим. ред.), то аэропорт, конечно же, окупится", — считает г-н Шаго.
Пока Росимущество готовит аэропорт к приватизации, в Росавиации, по-видимому, решили, что государству выгоднее продавать отреставрированный объект, и в начале августа объявили конкурс среди строительных компаний на проведение соответствующих работ. Предполагаемая реконструкция включает в себя не только аэродромный комплекс (ВПП, рулежные дорожки), не подлежащий приватизации, но и действующий аэровокзал. Итоги конкурса должны подвести в начале сентября. Согласно официальным документам общая стоимость проекта 2,8 млрд руб. — эти деньги будут выделены из федерального бюджета. Победитель конкурса в течение 18 месяцев должен разработать проект и рабочую документацию двух этапов реконструкции и выполнить работы первого этапа. Однако, по оценкам потенциальных претендентов на аэропорт, выделенных средств заведомо не хватит на реконструкцию всего аэропорта; на эту сумму можно привести в порядок лишь аэродромный комплекс.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent