Опять новые терминалы
По сравнению с общероссийской инфраструктурой аэропорты в Москве находятся в гораздо лучшем положении: поскольку рейсы через столицу наиболее востребованы, пассажиропоток в них растет быстрее, а следовательно они гораздо более привлекательны для инвесторов. В последние несколько лет все три аэропорта — Домодедово, Шереметьево, Внуково — расширяли собственные площади. Весной в Шереметьево и Внуково опять должны открыться новые терминалы. Однако, как уже показала практика, далеко не всегда затраты на амбициозные проекты экономически эффективны.
Постоянное строительство уже стало привычным для пассажиров всех трех московских аэропортов. Первым в открытии новых площадей в течение долгого времени выступал Домодедово — начавшаяся в конце 90-х реконструкция и последовавшее за ней расширение продолжались до недавнего времени. В начале 2008 г. было объявлено о планах по созданию терминала 2; начало работ ожидалось в 2009 г., предполагаемая стоимость проекта — 10 млрд руб. Однако из-за кризиса все пришлось отложить. До сих пор не объявлено, когда Домодедово приступит к реализации своих идей по дальнейшему расширению. Пока аэропорт остается крупнейшим в московском авиационном узле по количеству пассажиров, однако его конкуренты претендуют на большую долю на этом рынке.
В Шереметьево зимой наконец-то открылся терминал D, в который сейчас переходит "Аэрофлот" и, возможно, его партнеры по альянсу SkyTeam. Несмотря на слова о тщательной подготовке, при запуске терминала не удалось избежать свойственных этому процессу проблем. В возникших недостатках в обслуживании пассажиров (например, очень долгой выдаче багажа после прилета) обвинениями обменялись топ-менеджеры компании "Терминал" (управляет терминалом D) и "Международного аэропорта Шереметьево". Также появились проблемы с логистикой пассажиров: железнодорожный экспресс приходит к терминалу F (бывший Шереметьево-2), от него до терминала D путешественникам еще необходимо добраться на наземном транспорте. Эту проблему должно решить открытие терминала E (он расположен между D и F). По заявлениям администрации аэропорта, три терминала (D, E, F), а также станция железнодорожного экспресса будут соединены между собой. Тогда у путешественников будет возможность добираться от поезда до трех терминалов в едином пространстве. Однако открытие терминала Е пока откладывается. В начале весны было объявлено, что терминал заработает в конце марта, но даже в начале апреля этого так и не произошло, а представители аэропорта затруднялись дать точный ответ по срокам. Поэтому перспективы появления дополнительных площадей и дополнительного сервиса пока не ясны.
Но это не все сложности, связанные с расширением и терминалом D. Сразу же после его запуска оказалось, что объемы терминала будут недостаточны для "Аэрофлота" и партнеров по SkyTeam. Терминал D рассчитан на 12 млн пасс. в год и может быть расширен до 15 млн пасс. Однако "Аэрофлот" за прошлый кризисный год перевез около 8,8 млн чел. Плюс его дочерние компании — "Донавиа" и "Нордавиа" — обслужили чуть более 1 млн чел. Соответственно, потенциал для развития у авиакомпании и партнеров ограничен. Еще один вопрос: кто будет управлять терминалом D? Еще при его запуске появились слухи о том, что "Аэрофлот" рассчитывает получить в управление весь комплекс: D, E, F. Желание объяснялось дефицитом площади, который может возникнуть через несколько лет при росте пассажиропотока. Подобные попытки, разумеется, не могли приветствоваться топ-менеджментом аэропорта, поскольку уже вместе со строительством и вводом в эксплуатацию терминала D компания "Международный аэропорт Шереметьево" потеряла значительную долю пассажиров. Соответственно, при работе лишь в терминалах B и C бизнес компании сократится еще существеннее.
Однако сейчас выясняется, что у компании "Терминал" возникли финансовые сложности с обслуживанием кредита в 1,2 млрд долл., полученного от ВЭБ на строительство. В результате появилась идея присоединения "Терминала" к "Международному аэропорту Шереметьево" с передачей доли акций всей компании ВЭБ. В этом случае проблема с долгами может быть решена. Правда, пока окончательное решение по этому вопросу еще не вынесено. В ВЭБ говорят, что по Шереметьево есть поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что аэропорт должен быть единым комплексом. "Сейчас изучаются варианты, как это осуществить, пока за базовую концепцию принимается слияние "Терминала" и "Международного аэропорта Шереметьево". Мы с консультантами, которые сейчас выбираются, будем работать над подготовкой оптимальной финансовой модели слияния компаний. Для нас слияние выгодно, поскольку кредиты, выданные "Терминалу", перейдут на более крупное юридическое лицо с большими финансовыми потоками. В течение трех месяцев разработка модели слияния должна быть завершена", — отмечают представители банка.
Пока Домодедово откладывает планы по росту, а Шереметьево разбирается с управлением и конкуренцией между терминалами, аэропорт Внуково открывает первую очередь давно обещанного терминала А. Предполагалось, что он будет запущен еще несколько лет назад, но переносы сроков в открытии новых терминалов уже никого не удивляют. В мае Внуково запустит первую очередь — 170 тыс. м2 из 250 тыс. м2. Пропускная способность первой очереди — 7 млн пасс. в год, при этом весь терминал увеличит возможности Внуково до 22 млн чел. в год. Подземный уровень нового терминала предполагается совместить с железнодорожной станцией. Фактически Внуково последним из трех основных аэропортов приступил к модернизации инфраструктуры — это произошло после того, как в 2003 г. российское правительство передало контрольный пакет акций аэропорта московским властям. В 2004 г. там был открыт новый терминал, который начал принимать регулярные международные рейсы. Старый международный терминал в аэропорту снесли. В результате сейчас аэропорт обслуживает более 7 млн пасс. в год.
Вместе с появлением в московских аэропортах новых площадей усилилась и конкуренция за главных клиентов — авиакомпании. "Авианова", вышедшая на рынок летом 2009 г. и выбравшая базовым аэропорт Внуково, в летнем расписании 2010 г. поменяла его на терминал B в аэропорту Шереметьево (бывший Шереметьево-1). Свой переход перевозчик объяснил тем, что сейчас в терминале B в Шереметьево более подходящие условия для обслуживания именно низкотарифных пассажиров — проведение всех формальностей занимает немного времени ("Аэрофлот" перевел оттуда все свои внутренние рейсы, в результате остальные компании оказались в более выигрышном положении.) Китайская авиакомпания China Eastern, прекратившая во время кризиса полеты из Шанхая в Москву, возобновила их весной этого года. Однако если раньше перевозчик работал с аэропортом Домодедово, то сейчас он перешел в Шереметьево (рейсы выполняются в терминал F, но в дальнейшем China Eastern намерена перейти в терминал E).
Все усилия аэропортов по расширению собственных площадей могут обернуться большими проблемами в том случае, если рост пассажиропотока не будет соответствовать их планам. Прошлогоднее кризисное падение на 10% оказалось хуже, чем на мировом рынке. Но уже сейчас наблюдается обратная тенденция — резкий рост; количество пассажиров возвращается на уровень 2008 г. Правда, никто не может сейчас сказать, насколько будет устойчивой эта тенденция и как будут развиваться события до конца года, не говоря уже о тенденциях на ближайшие несколько лет.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft