Отсутствие вала заказов в Фарнборо — отражение состояния мировой авиаиндустрии
ATO.ru — Известный авиасалон Farnborough International Airshow 2022, только что завершившийся в британском Фарнборо, был перенасыщен ожиданиями: это первая крупная европейская выставка после парижского Ле-Бурже в 2019 году. Помимо радости от долгожданного очного общения, от салона ждали демонстрации успешности усилий по восстановлению отрасли — в том числе крупных заказов и оптимистичных заявлений. Реальность не торопилась оправдывать ожидания. Недостатка в общении и встречах действительно не было. Но многие из них были посвящены поискам путей решения продолжающихся производственных и логистических проблем. Рекордная для Великобритании 40-градусная жара напомнила участникам об экологической повестке, — как и пикеты экозащитников, перекрывших подъезды к Фарнборо в первый день салона, недвусмысленно давшие понять: давление на авиацию в рамках дебатов об устойчивом развитии (охране окружающей среды) будет только расти. Что касается заказов, то их было сравнительно немного, — что не умаляет их значения.
НЕ ФОНТАН
Хотя громких анонсов было достаточно, по итогу прошедший салон стал самым неурожайным за последние годы: производители совокупно подписали договоры на 441 ВС, включая 297 твердых заказов, 40 предзаказов и 104 опциона. Для сравнения: на предыдущем салоне в Фарнборо в 2018 году количество заказов приблизилось к 1,5 тыс.
Если в предыдущие годы львиную долю контрактов на крупных авиасалонах генерировали лоукост-перевозчики и лизинговые компании, то в этом году почти половина заказов поступила от традиционных полносервисных авиакомпаний.
Для Boeing, очевидно, подписание хотя бы одного яркого контракта было необходимо, чтобы дать клиентам и поставщикам надежду, что снижение его доли на рынке узкофюзеляжных самолетов может быть замедлено. Таким событием стал твердый заказ на 100 Boeing 737MAX-10 от американской авиакомпании Delta Air Lines. Соглашение было ожидаемым: столь крупный перевозчик (второй в мире) не может полагаться на единственного поставщика самолетов, до сих пор не подписался на МАХ (будучи крупным эксплуатантом 737NG) и вообще не заказывал самолеты Boeing более десяти лет. Теперь же Boeing будет поставлять МАХ всей американской "большой четверке": Delta, American Airlines, Southwest Airlines и United Airlines. Для трансконтинентальных рейсов в США дальности В-737-10 вполне достаточно.
В настоящее время Boeing пытается добиться от Конгресса США отсрочки по внедрению требования внесения изменений в систему оповещения экипажа, которое вступает в силу в конце текущего года. Президент компании Дэйв Калхун даже пригрозил закрыть программу, если регуляторы не сделают исключения для В-737-10, который производитель не успевает сертифицировать в установленный срок.
Вторым значимым контрактом для Boeing стал заказ на 66 MAX-8 от инвестиционной группы 777 Partners.
Одной из самых интересных стала сделка, которая почти не состоялась: президент Qatar Airways Акбар аль-Бакер во второй день работы выставки публично заявил, что подписанный ранее меморандум на 50 В-737-10 будет аннулирован, поскольку катарская авиакомпания не смогла договориться с Boeing об условиях соглашения. Двумя днями позже он сообщил о подписании контракта на 25 самолетов. Заказ на MAX должен заменить заказ на 50 A321neo, который Airbus аннулировал в ходе продолжающихся тяжб из-за деградации покрасочного слоя на A350, эксплуатировавшихся Qatar Airways. Из-за дальности 6,11 тыс. км самолет В-737-10 уступает A321XLR (8,7 тыс. км) — многие европейские города для В-737-10 недостижимы.
Что касается Airbus, то авиасалон не принес ему громких контрактов. Британская авиакомпания EasyJet подтвердила дозаказ на 56 самолетов семейства A320neo, о котором было известно еще в июне, став единственным лоукост-перевозчиком, подписавшим контракт на салоне. Европейский производитель также получил заказ от латиноамериканской группы LATAM Airlines на 17 A321neo, включая A321XLR, которые будут использоваться на дальнемагистральных маршрутах в США с невысокой загрузкой.
Главный коммерческий директор Airbus Кристиан Шерер не выглядел расстроенным небольшим количеством заказов. "Если вы хотите спросить, где сенсации Airbus, я вам напомню, что мы набрали более 500 заказов в этом году и вполне удовлетворены", — сказал он. В это число входит и стратегически важный контракт почти на 300 самолетов семейства A320neo от трех государственных авиакомпаний Китая, подписанный незадолго до салона. Еще несколько контрактов находятся в процессе согласования, сообщил он.
Хотя широкофюзеляжные пассажирские самолеты не пользовались спросом на авиасалоне, ожидается, что этот сегмент восстановится довольно скоро. Boeing получил заказы на девять В-787: пять дополнительных самолетов для лизинговой компании AerCap, портфель заказов которой теперь включает 125 Dreamliner (больше всех в мире), и протокол о намерениях на четыре В-787-8 для Azerbaijan Airlines.
Несколько более драматично развернулись события в грузовом сегменте: авиакомпания Cargolux подтвердила предпочтение перспективного Boeing 777-8F в качестве замены для своих 16 Boeing 747-400F. Учитывая, что Airbus лишь недавно запустил и активно продвигает программу грузовой версии A350, решение Cargolux стало для европейского производителя более болезненным, чем заказ Delta на 100 MAX.
Некоторые заказы, объявленные ранее, получили формальное подтверждение — например, заказ вьетнамского лоукостера VietJet на 200 Boeing 737MAX, история которого тянется с 2016 года. Японская All Nippon Airways (ANA) подтвердила заказ на 20 Boeing 737-8 с опционом на 10 самолетов, а также заменила заказанные ранее два пассажирских В-777-9 на два грузовых В-777-8F. Заказ на 12 В-737MAX от лизинговой компании Aviation Capital ранее был анонсирован Boeing без разглашения имени заказчика.
Армянская авиакомпания Armenia совместно с партнером, грузинским грузовым стартапом Georgian Airlines, разместили заказ на три Boeing 737-800BCF (Boeing Converted Freighters; конвертированные в грузовой вариант пассажирские авиалайнеры).
РЕГИОНАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
Выставка оказалась довольно продуктивной для производителей региональных самолетов ATR и Embraer. Бразильский самолетостроитель собрал твердые заказы на 28 самолетов и опционы на 13 от двух североамериканских авиакомпаний. Американская Alaska Air Group подписала контракт на 8 реактивных 76-местных E175 и опцион на 13 единиц общей стоимостью 1,1 млрд долл. Канадская Porter Airlines заказала 20 самолетов нового поколения — E195-E2. Стоимость заказа составляет примерно 1,6 млрд долл. Кроме того, Embraer объявил в Фарнборо, что компания получила более 250 предварительных заказов на перспективный турбовинтовой самолет, запуск которого может состояться в 2023 году.
Франко-итальянская ATR получила заказ на 10 турбовинтовых ATR 72-600 от недавно основанной лизинговой компании Abelo. Компания — результат слияния Elix Aviation и Adare Aviation Capital. Таким образом, Abelo также унаследовала предварительный заказ Elix еще на 10 ATR 42-600S, став стартовым заказчиком версии самолета короткого взлета и посадки.
Габонский перевозчик Afrijet заказал один ATR 72-600, а японская компания Oriental Air Bridge подписалась под один ATR 42-600.
СВЕРХЗВУК
Ну а для тем, кто решил, что сверхзвуковые перевозки пассажиров безвозвратно канули в Лету, частная американская компания Boom, разработчик перспективного сверхзвукового пассажирского авиалайнера Overture, представила пересмотренный технический облик своего флагмана, первый полет которого запланирован на 2026 год. Разработчик "скрестил" сверхзвуковой Concorde и двухпалубный четырехдвигательный Boeing 747. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent