Падение республики
Громкая неудача компании Jet Republic, аннулировавшей полуторамиллиардный заказ на 110 средних бизнес-джетов Learjet 60 XR, позволяет предположить, что рынок альтернативных программ пользования бизнес-джетами стоит на пороге крупных трансформаций. По оценке Брайана Фоли, основателя и президента одноименной консалтинговой компании, до конца текущего года операторов альтернативных программ, включающих такие нестандартные бизнес-модели, как долевое владение и авиатакси, могут охватить панические настроения, однако за ними придет переосмысление существующих схем.
Aвгустовское банкротство одного из самых амбициозных проектов на рынке бизнес-авиации последнего времени — португальского оператора долевого владения Jet Republic — не стало полной неожиданностью. Перспективы успешного выхода на европейский и ближневосточный рынки еще одного игрока с самого начала вызывали неоднозначную оценку. Ниша долевого владения бизнес-джетом и карточных программ довольно узка и, в некоторой степени, монополизирована пионером этого направления — компанией NetJets. Конкурировать размахом с дочерним предприятием Berkshire Hathaway, принадлежащим легендарному финансовому гуру Уоррену Баффету, когда-то собиралась и VistaJet; нестандартную бизнес-модель пытается внедрить один из лидеров европейского рынка — компания Execujet. При подобной освоенности этого сегмента рынка перед основателем (кстати, бывшим коммерческим директором NetJets) и главным стратегом Jet Republic Джонатаном Бризом не мог не встать резонный вопрос: существует ли потенциал у европейского рынка, для того чтобы прокормить хотя бы двух операторов сегмента долевого владения. Не мог Бриз не учитывать и длительную окупаемость бизнеса при постоянных высоких на него затратах. Патриарх долевого владения NetJets вышел на рынок в конце 80-х гг., а первую стабильную прибыль показал лишь в начале 2000-х гг. Однако Jet Republic надеялась с самого начала стать прибыльной, объясняя это "сильным одноклассовым флотом" и наличием карточной программы, основанной на привлечении парка сторонних операторов. Но в ситуации падения рынка у Jet Republic, вероятно, просто не хватило финансовых резервов, чтобы наработать клиентскую базу, организовать продажи и запустить карточную программу, что потянуло за собой технический дефолт. В условиях высокого спроса компания могла бы продержаться дольше, однако и тогда перспективы оператора по-прежнему оставались бы смутными. По мнению Алексея Королева, ведущего аналитика Upcast Media, "Jet Republic не предложила ничего такого, что отличало бы ее от конкурентов радикально: бизнес-схема — долевое владение плюс карточные программы — вполне классическая, лишь немного окрашенная в индивидуальный колорит во второстепенных деталях: модель самолета, нюансы в интерьерах, вариации в условиях карточных программ".
В центральноевропейском представительстве Execujet (компания предлагает клиентам вариации покупки блоков часов) вопрос о банкротстве Jet Republic и его влиянии на сектор долевого владения комментировать отказались, сославшись на "преждевременность спекуляций" и отметив, что "досадная ситуация", вероятнее всего, связана с кризисом.
Мировой рецессией объясняет падение "Республики" и Брайан Фоли, делая при этом более смелые выводы. Еще год назад аналитик предупреждал о наивысшей уязвимости в период спада именно неофитов в сегменте долевого владения. До начала кризиса парк бизнес-джетов, задействованных в различных долевых программах, неуклонно разрастался, что породило иллюзию о неисчерпаемости потенциала к росту спроса в этом сегменте рынка. Схема, которую использовали операторы долевого владения, была проста: бизнес-джеты заказывались у производителей с учетом существенных скидок, а продавались членам программ по каталожной стоимости. Однако резкое падение спроса заставит операторов не только сделать упор на создании эффективных схем эксплуатации самолетов, но и усовершенствовать саму бизнес-модель.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft