"Пандемия способствует лишь обогащению отдельных грузовых авиакомпаний"
В отличие от пассажирского авиасообщения влияние пандемии COVID-19 на перевозку грузов по воздуху оказалось не таким сильным. К примеру, по данным ФАВТ, грузооборот российской гражданской авиации в сентябре снизился на 7%, тогда как пассажирооборот — на 44% к аналогичному месяцу 2019 г. Но руководитель отдела авиаперевозок международной транспортно-логистической компании AsstrA Антон СЕЙЧАСОВ уверен, что текущая ситуация все равно не способствует развитию авиагрузового бизнеса.
– Антон, как повлияла пандемия COVID-19 на перевозку грузов и почты с помощью авиации?
– Повлияла кардинально: стоимость перевозки сильно возросла в связи с уменьшением количества емкости на рынке, вызванным отменой пассажирских рейсов.
– И как долго, на ваш взгляд, продлится ситуация, способствующая развитию авиагрузового бизнеса?
– Пандемия COVID-19 и ее последствия не способствуют развитию авиагрузового бизнеса. Росту отдельного сегмента и авиакомпаний — возможно, но это не приведет к глобальному подъему отрасли. Развитие данного сегмента транспортировок заключается в увеличении объемов авиаперевозок, когда за счет более дешевого фрахта происходит переориентация грузов с одного вида транспорта на другой. Сейчас же ситуация способствует лишь обогащению отдельных грузовых авиакомпаний.
Антон Сейчасов, руководитель отдела авиаперевозок группы компаний AsstrA: "Если раньше основным фактором была сезонность, то сейчас — дефицит емкости".
– А как изменилась логистика "по воздуху" с точки зрения маршрутов и перевозимых грузов?
– Раньше было проще найти прямой рейс, без услуги перевозки грузов по земле RFS (Road Feeder Service) и минуя зачастую какой-либо большой хаб. Из-за повсеместных отмен пассажирских рейсов и сокращения belly cargo (перевозок в багажных отделениях пассажирских самолетов) хабовые модели становятся единственными опциями для доставки. Это лишает гибкости нас и наших клиентов.
– То есть ваши клиенты чувствуют дефицит грузовых самолетов на рынке? О самолетах какой грузоподъемности в первую очередь идет речь?
– Безусловно, наши клиенты чувствуют дефицит грузовой емкости (не грузовых самолетов) на рынке. Это выражено в увеличении стоимости перевозок. Если раньше основным фактором была сезонность, то сейчас —дефицит емкости. Теперь клиенты подходят к авиаперевозкам более вдумчиво и осторожно.
Раньше можно было привезти быстрее и дешевле, а возможных опций для клиентов было гораздо больше, нежели сейчас.
Так, например, при перевозках из Китая можно было задействовать большое количество пассажирских рейсов (как чартерных, так и регулярных).
Сейчас большая доля этих рейсов сократилась. Если говорить о перевозках из США, то помимо традиционных прямых рейсов были перевозчики, которые доставляли грузы через транзитные аэропорты. Сейчас все сводится только к рейсам грузовых авиакомпаний, которые не очень гибкие в силу своих маршрутов и бизнес-моделей.
– Что думаете о проекте S7 Cargo по началу эксплуатации грузовых B-737-800 на рубеже 2020–2021 гг.?
– Мы не имеем отношения к данному проекту, однако это лишь вопрос времени. Это хороший проект, именно такие проекты и являются основными драйверами развития рынка в сложных условиях.
– Вернемся к общему. Будет ли правильным утверждать, что сегодня перевозка грузов самолетами более востребована, чем, к примеру, в 2019 г.?
– Не совсем. Востребованность перевозки определяется готовностью бизнеса заплатить за нее. С увеличением стоимости (а она в среднем выросла почти в два раза по году) часть грузов перераспределится на альтернативные виды транспорта, а по воздуху будут перевозить лишь более дорогие грузы. Ясно одно: будет востребована перевозка вакцин от пандемии.
– В заключение предлагаю поразмышлять: какие новшества появятся в грузовой авиалогистике в наступающем десятилетии (2021–2030 гг.)?
– Авиаотрасль — одна из немногих отраслей, чье развитие идет и будет продолжаться даже несмотря на такие "эпизодические" воздействия, как пандемия, закрытие границ и минимизация мобильности пассажиров.
С каждым годом количество пассажиров растет/росло, перевозки по воздуху становятся/становились более доступными. А с популяризацией таких технологий, как искусственный интеллект, делать высокоточные предсказания, в том числе и о коммерческой загрузке того или иного рейса, станет проще.
Это даст дополнительный толчок развитию отрасли. Перевозчикам будет легче оптимизировать свои затраты и увеличивать потенциальную прибыль (больше грузов — выше доход).
Тренд будет следующим: все большее количество категорий грузов будет выгодно возить по воздуху и если раньше некоторые грузы были не слишком высоки по стоимости для перевозки по воздуху, то со временем эта грань будет стираться.
Однако данный прогноз не учитывает текущую пандемическую действительность.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent