Пекин – новые ворота в Азию
Китай усиленно готовится к своей первой Олимпиаде. С 8 по 24 августа 2008 г. Пекин, Гонконг, Шанхай, Шеньян, Тяньцзинь и Циндао примут десятки тысяч спортсменов и сотни тысяч болельщиков со всего мира. Под Олимпиаду было решено построить новый терминал в аэропорту Пекина. Китай периодически любит удивлять мир — то запуском человека в космос, то собственной сборкой А320 или самостоятельной разработкой нового крупного пассажирского лайнера, о чем было объявлено в начале этого года. Поэтому и терминал построили непростой — крупнейший в мире. 29 февраля он принял первые рейсы, а с вводом 26 марта летнего расписания заработал на полную мощность.
Из прежнего терминала № 2, введенного в 1996 г., сюда полностью перешли 26 авиакомпаний. Это участники Star Alliance, включая Air China и Shanghai Airlines, другие ведущие авиакомпании Европы (British Airways, Finnair) и Азии (Japan Airlines, Qantas Airways), а также китайские перевозчики: Air Macau, Cathay Pacific, Dragonair, Shandong Airlines и Sichuan Airlines. Россию в новом терминале представляет S7 Airlines.
Входящий в первую мировую десятку по количеству обслуживаемых пассажиров, международный аэропорт Пекина — один из самых загруженных аэропортов в мире. Ежегодно им пользуются более 50 млн чел. (для сравнения: крупнейший российский аэропорт Домодедово обслужил в 2007 г. 18 млн пасс.). Планы Пекина на 2008 г. — 60 млн. Каждый день здесь обслуживается в среднем более 1000 рейсов, а летом этого года, по информации китайского агентства Синьхуа, это число может достичь 1900. В 2006 г. темпы роста пекинского аэропорта были самыми высокими среди первых 50 аэропортов мира. По понятным причинам сохранились они и в предолимпийском 2007-м.
Новый терминал должен изменить все
Ранее миллионы пекинских авиапассажиров обслуживались в двух терминалах, которые работали на пределе своих возможностей. Иностранные журналисты даже сравнивали их работу с временами военного коммунизма Мао. В 2003 г. было принято решение существенно расширить аэропорт накануне Олимпиады, которая должна показать миру новый Китай, подразумевая — мировую державу XXI века. Для этого решили построить третью взлетно-посадочную полосу и новый терминал, тоже под номером 3, рассчитанный в перспективе на 50 млн пасс. в год. Автором проекта нового терминала стала архитектурная фирма из Великобритании Foster and Partners, руководимая знаменитым архитектором Норманом Фостером, которая известна в отрасли гонконгским аэропортом Чхек-Лап-Кхок и лондонским Стэнстедом. Следующий ее проект не менее амбициозен — это первый частный космодром в Нью-Мехико, США (кстати, в Москве Норман Фостер разработал проект 600-метровой 120-этажной башни "Россия" на территории Москва-Сити).
Формальное открытие новой ВПП размерами 3800 _ 60 м состоялось осенью 2007 г., в октябре на нее уже совершил техническую посадку А380, а регулярные рейсы начались с 29 февраля. Строительство терминала площадью 1,3 млн м2 началось в 2004 г., на два года позже менее обширного терминала № 5 в лондонском Хитроу, который открылся в конце марта. По оценкам специалистов, новый терминал Пекина должен изменить все.
Архитектор Норман Фостер не скупится на образы в описании своего творения: "Парящая аэродинамическая крыша и форма терминала, напоминающая дракона, способствуют передаче поэзии полета и ассоциируются с традиционными китайскими цветами и символами. В здании заложена максимальная гибкость, способная справиться с порой непредсказуемой природой авиационной деятельности и максимально сгладить возникающие сложности при авиапутешествии".
От регистрации до посадки
Терминал № 3 вытянут в длину почти на четыре километра и состоит из трех крупных частей или секторов: C, D и E (сектора А и В остались в прежних терминалах). Сектор С, ближайший к городу, отведен под регистрацию на внутренние и международные рейсы. Регистрация проводится на 11 больших стойках-островах, причем четыре из них отведены под внутренние линии, к которым ведут отдельные входы в терминал. В этом же секторе С расположено более 40 выходов на посадку на внутренние рейсы. Целый этаж отведен под офисы авиакомпаний.
Сектор D временно отведен под чартерные рейсы на летнюю Олимпиаду и Параолимпийские игры, которые пройдут в Пекине в сентябре. Обычных пассажиров он сейчас не обслуживает. Сектор Е обеспечивает международные прилеты и вылеты и оснащен также более чем 40 выходами на посадку. При посадке на рейсы за границу пассажиры регистрируются в секторе С, затем на автоматическом 85-местном мини-поезде следуют мимо сектора D в сектор E. Заявленная частота движения поезда — каждые 2-3 мин. На входе в сектор Е последовательно расположены иммиграционный/пограничный контроль, предполетный досмотр и таможня. После чего пассажиры попадают в обширную зону ожидания, которая включает массу кафе, ресторанов и магазинов Duty Free.
Масштабы нового терминала потребовали предоставления пассажирам дополнительной информации — в рекламных проспектах и информационных брошюрах специально помечено примерное время прохождения пути от регистрации до посадки в самолет в зависимости от того, насколько далеко расположен выход на посадку. Максимальное заявленное время до самых дальних выходов составляет 47 мин с учетом поездки на поезде. А ведь у многих авиакомпаний официальное время окончания регистрации — за 40 мин до вылета по расписанию. С учетом огромной площади терминала, отсутствия опыта передвижения по нему и соблазнов магазинов Duty Free пассажиры будут тратить на этот путь более часа, что повышает риск опоздания на посадку. Чтобы избежать подобных ситуаций, заранее делаются предупреждения о времени передвижения между секторами — правда, вопрос в том, насколько внимательно к ним будут прислушиваться пассажиры, еще не успевшие составить представление о реальных размерах терминала.
Т3 и S7: ставка на трансфер
Терминал № 3 (ТЗ)- не просто большой терминал. Он строился в том числе как вызов крупнейшим азиатским хабам — например, Сеулу и Сингапуру. Китайцы хотят привлечь больше пассажиров за счет трансфера — продолжения путешествия через Пекин с помощью стыковок различных рейсов. Поэтому одним из критериев отбора авиакомпаний для перехода в терминал № 3 было количество трансферных пассажиров.
Для комфорта пассажиров, следующих в другие страны, в международном секторе Е расположена просторная трансферная зона. Отсутствие такой зоны в терминале № 2 серьезно затрудняло стыковки рейсов в китайской столице, потому что надо было сначала пересекать границу и таможню после прилета, а затем делать то же самое в обратном направлении перед следующим вылетом. И проводить время между рейсами в обычном шумном зале ожидания, особо не приспособленном для комфортного отдыха.
"На пекинских рейсах S7 Airlines много трансферных пассажиров, следующих далее в другие страны. Мы предоставили китайской стороне статистику пересадок наших пассажиров, и эти показатели аэропорт устроили, — рассказывает о причинах перехода в новый терминал генеральный представитель S7 Airlines в Китае и странах Юго-Восточной Азии Вадим Шевалье. — Мы регулярно летаем в Пекин уже почти 10 лет. Сейчас выполняем сюда пять рейсов в неделю из Новосибирска, летом их частота возрастет до семи. Дважды в неделю к нам летают самолеты из Иркутска, летом будет добавлен еще один рейс. Также свою роль сыграл активный переход S7 на западную технику. В наших планах на лето 2008 г. полный перевод новосибирского рейса на лайнеры А319 и А320. Ту-154 китайцы несколько лет уже не эксплуатируют и относятся к нему, как к самолету из прошлого, предпочитая работать с более современными Boeing и Airbus".
Основными трансферными направлениями из Сибири через Пекин считаются Южная Корея, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Филиппины, остров Бали, Австралия, Новая Зеландия, тихоокеанское побережье Америки и Канады. Плюс широчайшая сеть маршрутов по всему Китаю.
Багаж и связь с городом
В терминале № 3 реализованы современные технологии в области перевозок авиапассажиров. Особо китайцы отмечают новейшую систему обработки багажа производства Siemens AG стоимостью 250 млн долл., которая должна доставлять багаж быстро и без потерь. По заявлению представителей аэропорта, система позволяет обрабатывать более 19000 мест багажа в течение часа. Накануне запуска терминала аэропорт провел однодневную тренировку, в которой участвовали 30 тыс. студентов и военнослужащих; им было вручено 10 тыс. чемоданов. Были отработаны процедуры регистрации, прохождение всех видов контроля, посадка и высадка пассажиров.
Серьезно продуман и вопрос транспортного сообщения между новым терминалом и городом. Сразу на выходе из терминала расположена большая автомобильная парковка и железнодорожная станция. Ранее в аэропорт можно было попасть только по автотрассе. Теперь появился и более скоростной вид транспорта. Заявленное время езды по монорельсовой дороге до центра Пекина — 18 мин. Сообщение между всеми тремя терминалами выполняется на аэропортовых автобусах-шаттлах. Это важно для пассажиров авиакомпаний, пока не перешедших в новое здание. При существующих миллионных объемах перевозок каждый день возникают ситуации, когда пассажирам необходимо перемещаться из одного терминала в другой.
Останавливаться на достигнутом китайцы не собираются. В целях дальнейшего развития перевозок власти Пекина разрабатывают планы строительства в следующем десятилетии еще одного столичного аэропорта.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent