Первоапрельский ребус "Аэрофлота"

Национальный перевозчик учится летать без "пролетных", замещая их займами

Анатолий Ходоровский, научный редактор ИД "Гудок".
В последний мартовский день совет директоров "Аэрофлота" утвердил финансовую отчетность за 2010 г. А 1 апреля авиакомпания, как законопослушный эмитент, опубликовала сообщение о существенном факте, связанном с ростом прибыли, а заодно и официальное сообщение об основных параметрах своей отчетности по российским стандартам. Наверное, большинство аналитиков и журналистов посчитали их первоапрельской шуткой, и никак не отреагировали. Результаты, действительно удивительные, а особенно их динамика. Чистая прибыль выросла на 676% (до 12,05 млрд руб.) при росте выручки на 30,6% (114,45 млрд руб.) и себестоимости на 12% (91,87 млрд руб.). Элементарная арифметика показывает, что беспрецедентный по темпам рост прибыли никак не мог быть вызван динамикой роста операционных показателей.

Официальное объяснение о том, что основными причинами роста послужило увеличение объемов работ, а также поступление в третьем квартале 2010 г. суммы в размере 53,5 млн швейцарских франков (примерно1,7 млрд руб., не сыгравшие решающей роли в конечной сумме) по решению федерального судьи Швейцарии от 07.07.2010 в рамках уголовного дела о хищении у ОАО "Аэрофлот" денежных средств, особенно убедительным не выглядит.

Для того чтобы найти ответ на этот первоапрельский ребус, достаточно посмотреть на финансовую отчетность авиакомпании за 2009 г. Тогда чистая прибыль составляла лишь 1,6 млрд руб. при выручке 87,6 млрд руб. и себестоимости 81,8 млрд руб. Чтобы понять, откуда же сегодня взялись пусть и бумажные (а показатель чистой прибыли — это не средства на отдельном счете, а лишь учетная запись), но все же весьма внушительные дополнительные 10,5 млрд рублей прибыли, нужно посмотреть на еще одну графу отчета о прибылях и убытках — доходы от прочей реализации. Данных за этот год пока нет, так как отчетность полностью еще не опубликована, но достаточно будет и показателей двух последних лет. Тем паче, что и в 2008 и 2009 гг. показатели были абсолютно одинаковы — 15,8 млрд руб. (и вряд ли по итогам 2010 г. эта сумма существенно изменится). Основу этой строки отчетности нашего фактического национального перевозчика составляют компенсационные платежи от иностранный авиаперевозчиков за полеты по транссибирском маршрутам, которые с советских времен исправно получает "Аэрофлот" и которые в авиационной среде называют "пролетными" (или роялти, что, впрочем, не соответствует правовому определению этого термина).

У нас в стране сумма этих платежей, если не коммерческая тайна, то число, о котором говорить не принято. Плательщики, по понятным причинам, также не горят желанием ее обнародовать. Впрочем, еще в мае прошлого года чиновник Евросоюза Марк Никлас официально (не в кулуарах, а с трибуны конференции, проходившей в Риге) все же назвал сумму на 2010 г. — 400 млн долл.

Нехитрые расчеты показывают, что в рублевом эквиваленте это примерно три четверти "прочих" доходов "Аэрофлота", а заодно — его чистая прибыль за этот год. А еще нынешний финансовый результат фактического национального авиаперевозчика отчетливо демонстрирует, что в 2009 г. "пролетные" в чистую прибыль практически не попали, растворившись в финансовых "дебрях" компании и погасив ее колоссальные операционные убытки.

Впрочем, еще в апреле того же 2009 г. генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев в интервью "Ведомостям" признал, что "роялти" — наркотик, от которого надо отказаться. Заодно заметив, что без "пролетных" авиакомпания была бы убыточной шесть предыдущих лет. "Мы должны научиться жить в условиях рынка, опираясь не на деньги с воздуха, а на собственные силы", — сказал тогда глава "Аэрофлота", пообещав выделить "воздушную" сумму отдельной строкой в отчетности.

То, что "Аэрофлот" научился жить без "пролетных", даже фрагменты финансовой отчетности показывают достаточно убедительно. Нынешний 676-процентный рост прибыли как раз об этом и говорит. Правда, понять, не являются ли все рекордные 12,05 млрд руб. чистой прибыли (до этого они составляли максимум 7,9 млрд руб. по итогам 2006 г.) "пролетными", а "Аэрофлот", соответственно, не рекордно прибыльной, а просто безубыточной компанией, невозможно. Ведь обещание Савельева выделить их отдельной строкой так и осталось обещанием.

Вообще, цифра 12 стала символом финансовых итогов "Аэрофлота". Столько составила не только чистая прибыль компании, но и рост ее долговой нагрузки в связи с размещением двух выпусков облигационных займов сроком на три года.

Так что, научившись, по словам Виталия Савельева, жить без "роялти", "Аэрофлот" быстро "заместил" их долговыми заимствованиями. В принципе, это куда более рыночная практика. Но главное, чтобы год от года их роль не становилась все более значимой в деятельности "Аэрофлота", как это произошло с "пролетными".

Финансовые результаты деятельности "Аэрофлота"(млрд руб.)

 

Выручка от основной деятельности

Доходы от прочей реализации

Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

2010

114,45

*

15

12,05

2009

87,6

15,8

4,5

1,6

2008

95,0

15,8

9,4

5,8

2007

77,1

13,5

10,4

6,1

2006

71,4

9,7

11,4

7,9

2005

62,8

9,3

8,4

6

2004

56,4

8,1

8,3

6,3

2003

48,5

7,8

5,5

4,0

2002

45,0

7,0

4,5

3,2

2001

41,5

1,2

2,9

1,3

2000

36,3

1,1

2,8

1,2

*- до выхода полной версии отчетности данные отсутствуют
Источник: данные компании

Комментарии

Несколько "заметок на полях".
2009 год был крайне тяжелым для всех российских авиакомпаний, особенно для Аэрофлота. Одна эпопея с АФЛ-карго чего стоила, да и "Терминал" радости не добавил. Так что рост в 2010 не очень удивляет. Если сравнить 2010 с 2006, то показатели вполне "вменяемые"- +60% по выручке,+52,5% по прибыли...
По поводу "пролетных"- до 2009 года сумма исправно указывалась во всех годовых отчетах строкой "Поступления по коммерческим соглашениям с иностранными компаниями". Страшной тайной её делали только журналисты.
Ссылаться на мнение чиновника ЕС по этому вопросу довольно странно. Он владеет информацией о платежах азиатских, ближневосточных и "тихоокеанских" компаний? Я сомневаюсь..
В отчете 2009 года структуру доходов я не обнаружил...
Тем не менее "пролетные" деньги продолжают поступать , займы их не замещают.
А вообще главное в статье это констатация того, что все эти цифры не более чем учетные записи...

Это может быть зашито в графе "Выручка по соглашениям с авиакомпаниями" (Airline revenue agreement). Правда, не совсем понятно - это только "пролетные", или что-то еще.
Данные по годам (млн. долл.): 2009 - 388,2; 2008 - 477,1; 2007 - 481,2; 2006 - 396,1; 2005 - 357,0; 2004 - 343,5; 2003 - 272,7; 2002 - 259,4.
За исключением кризисного периода 2008-09 - неуклонный рост благосостояния, прямо как у Лёни Голубкова. :)

Еще не стерлись в памяти видеосюжеты предновогоднего коллапса в Шереметьево, еще компания не рассчиталась с обиженными ею клиентами, а руководство Аэрофлота уже спешит обрадовать общественность своими финансовыми достижениями. Чего, ради? Может генеральный директор Виталий Савельев решил пошутить первого апреля? Но нет, СМИ – эти курьеры печатного слова на полном серьезе растиражировали благую весть. Вряд ли, она предназначалась пассажирам. Они от этих финансовых успехов еще больше озвереют и потребуют моральной компенсации за испорченный Новый Год.
А теперь без оваций посмотрим на эти огромные проценты. "Я не бухгалтер, и не апостол, и для меня, конечно, это все не просто…", - пропел бы Андрей Миронов при попытке проникнуть в бухгалтерскую кухню. Как сказал один специалист, занимавшийся экономикой авиаперевозок не один десяток лет: "Проценты дело хитрое. При малой рентабельности авиатранспорта (в Аэрофлоте рентабельность в 2009 году, согласно годовому отчету, составила 6,6%, а в 2008 – 6,9%), если надо, можно показать и прибыль и убыток. Такова особенность многомиллиардного оборота. Где-то изменил данные на долю процента, на одну сотую евро, вспомнил про отложенную когда-то прибыль и в итоге чуть ли не экспоненциальный рост прибыли, естественно в процентах". Но не будем лезть в бухгалтерские дебри. Проведем, как говорят, поверхностный осмотр.
В 2009 году, начиная с апреля, Аэрофлотом, уже командовал Савельев. Он сократил расходы, по одним его словам, на 975 млн долларов, по другим его словам – на 986 млн, урезал персонал на 2350 голов и получил чистую прибыль 1,55 млрд рублей, что на 73% меньше, чем в 2008 году при Валерии Окулове (5,81 млрд рублей). То есть чистая прибыль сократилась в 3,75 раза. Не будем ссылаться на кризис (кстати, авиатопливо в 2009 году подешевело) и прочие обстоятельства, их всегда хватает. Констатируем: в 2009 году Аэрофлот достиг финансового дна. Тем не менее, Виталий Геннадиевич жарким прошлым летом всплыл в кабинете у Путина (может где-нибудь на югах) и обрадовал его вестью, что Аэрофлот стал одной из немногих компаний в мире, которая показала прибыль в злосчастном 2009 году. Мало того, по международной системе финансовой отчетности (МСФО) "Аэрофлот" вырос по прибыли в 3,5 раза. Любопытно: по российской системе финансовой отчетности чистая прибыль в 2009 году сократилась в 3,75 раза, а по международной – она выросла в 3,5 раза. То есть в одной системе координат компания падает в финансовую пропасть, в другой – возносится на пьедестал. Я теперь понимаю премьера, когда он сравнил свою работу с рабским трудом на галерах. Слушать всю эту лабуду, уши вянут.
Спустя два месяца после доклада Путину, в августе 2010, журнал Air Transport World впервые включил Аэрофлот в число 25 ведущих авиакомпаний мира по результатам финансово-экономической деятельности в 2009 году. Естественно показатели оценивались по МСФО. По размерам операционной прибыли по МСФО (359 млн долл.) Аэрофлот находится на 10-м месте в мире непосредственно после Lufthansa Group (388 млн долл.). По размерам чистой прибыли (122 млн долл.) занимает 18-ю позицию.
2009 был трудным. Многие крупные компании, например British Airways, оказались в убытке. По объемам перевозок они - не чета Аэрофлоту. Объем их перевозок - многие десятки миллионов пассажиров. В 2009 году "Аэрофлот" перевез 8,7 млн человек, тогда как Lufthansa — 55 млн. Как попал в это список Аэрофлот можно только догадываться.
"Относить Аэрофлот к ведущим авиакомпаниям по финансам в корне неправильно, — комментирует редактор Avia.ru Роман Гусаров. — Оценка, которую дал журнал, не учитывает роялти, которые "Аэрофлот" получает от зарубежных компаний, летающих по транссибирским маршрутам. Журнал поступил просто — взял данные из открытых источников".
Сумма роялти всегда была тайной, чуть ли не государственного масштаба. Ее скрывают даже от членов совета директоров компании. Дело дошло до скандала. Независимый директор Сергей Алексашенко даже потребовал отставки Савельева за то, что тот не предоставил ему информацию о роялти. Почему это тайна? Так и напрашивается ответ: без роялти Аэрофлот убыточен.
А есть в России компании, которые закончили 2009 год с прибылью, пусть небольшой, но без роялти. Например, UTair. Она летает внутри России, где перевозки убыточны. Их она компенсирует вертолетным бизнесом.
В 2010 году Аэрофлот всплыл и даже превысил по чистой прибыли уровень 2008 года в 2 раза. Это естественно: увеличился парк ВС в компании, увеличился пассажиропоток и в России, и во всем мире. Да еще Виталий Геннадиевич получил в "подарок" так называемые "деньги Березовского" суммой в 53,4 млн швейцарских франков (что соответствует 1,7 млрд рублей), которые были заблокированы более 11 лет назад на счетах швейцарской фирмы "Андава". Она, была выбрана не без участия Бориса Березовского как единый казначейский центр для концентрации свободной валютной выручки Аэрофлота. Эти деньги могли придти еще в 2007 году. Но швейцарские следователи решили подробнее познакомиться с нашей судебной практикой. "Деньги Березовского" составили, по сообщениям в СМИ, примерно пятую часть чистой прибыли компании. А без этих денег чистая прибыль по сравнению с 2008 годом возросла бы только на 50%. Вот такая прикидочная арифметика.
В марте Аэрофлот выпустил пресс-релиз: "По итогам 2010 года Аэрофлот занял первое место в России по перевозкам пассажиров на внутренних воздушных линиях (ВВЛ). Об этом свидетельствуют результаты работы российской гражданской авиации, подведенные Транспортной клиринговой палатой (ТКП) за прошлый год. (При всей нашей рыночной транспарентности не нашел их в интернете.)
В течение 2010 года Аэрофлот перевез на внутренних линиях 4,16 млн пассажиров – на 25% больше, чем в предыдущем году. Как показывают подсчеты ТКП, по этому показателю он впервые в постсоветской истории оставил позади всех операторов российского рынка воздушных перевозок".
А далее пресс-релиз воспроизводит Виталия Савельева: "Выйдя на первое место в отечественной отрасли по количеству пассажиров, перевезенных внутри России, мы взяли стратегически важный рубеж. Опережающее развитие внутрироссийских перевозок Аэрофлот рассматривает как основу своего глобального развития. Исходим из того, что занять ступеньку на мировом пьедестале почета невозможно, не став прежде национальным чемпионом".
Хочется верить, но нет оснований, как сказал академик Мигдал про летающие тарелки. Открываю сайт авиакомпании "Сибирь" и вижу: в 2010 году Группа S7 ("Сибирь" вместе с чартерной 100% дочкой "Глобус") перевезла 5 927 581 пассажиров, из них 4 475 157 – на ВВЛ. Данные по "Глобусу" в ТКП не поступают, но так как компания чартерная, то все 4,475 млн приходятся на "Сибирь".
Смотрю данные по авиакомпании "ЮТэйр". По итогам 2010 года услугами самолетов и вертолетов "ЮТэйр" воспользовались 4 млн 868 тыс. 821 пассажир, что выше аналогичного показателя 2009 года более чем на 25%. Сколько пассажиров на МВЛ и на ВВЛ отдельно не приводится. Но, по данным из авиакомпании, 92% авиаперевозок приходится на внутренние линии, а это примерно 4,5 млн пассажиров.
Так, что Аэрофлот - не национальный чемпион, как и купленная олигархом Прохоровым заокеанская баскетбольная команда "Нью-Джерси", которую спонсирует Аэрофлот. Она все время проигрывает…
И в заключение, интрига. Когда Савельев рапортовал Путину, что прибыль по МФСО выросла в 2009 году в 3,5 раза, он имел в виду консолидированную отчетность Группы Аэрофлот, в которую входит сам Аэрофлот и его дочки, одну из которых – Норд-авиа - Савельев уже продал в нынешнем марте. Чистая прибыль по международной отчетности у самого Аэрофлота в 2009 году снизилась на 20%. Пока Аэрофлот сообщил только о финансовых результатах 2010 года собственно материнской компании. Говорят, что финансы Группы Аэрофлот поют романсы.

Vikont- Вы Викентий Жарков?

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.