Первые шаги

Недавно ратифицированный договор между США и объединенной Европой в сфере воздушного транспорта ставит ряд новых вопросов перед участниками второй фазы переговорного процесса

Дэвид БОНД, Вашингтон
Роберт УОЛЛ, Париж
Первая фаза переговоров между Соединенными Штатами и Евросоюзом завершилась 22 марта, когда министры транспорта стран — членов ЕС единогласно одобрили предварительные условия договора об открытом небе. Для дипломатов, принимавших участие в переговорах, это маленький шаг, давшийся большими усилиями. Станет ли договор громадным скачком для глобального рынка авиаперевозок, согласно надеждам его сторонников, покажут годы.
Документ должен заменить ряд двусторонних договоров между США и европейскими странами единым пактом, распространяющим условия открытого неба еще на 11 государств Евросоюза, в частности на Великобританию. Таким образом, США наконец получат то, чего безуспешно добивались от Англии в течение нескольких лет, — свободный доступ в аэропорт Хитроу для всех американских перевозчиков. Действующее в настоящее время двустороннее соглашение ограничивает сообщение между Хитроу и США: с каждой стороны выполнять полеты могут только две авиакомпании — American и United Airlines и British Airways и Virgin Atlantic.
Европа не получает пока никаких преимуществ, сравнимых по значимости, поэтому во втором раунде переговоров постарается добиться существенного прогресса по двум главным вопросам: свободе полетов в США, равной свободе американских перевозчиков на европейской территории, и возможности для европейских фирм инвестировать средства и участвовать в управлении американскими авиакомпаниями.
Вопрос инвестиций стал причиной провала переговоров в ноябре 2005 г., поскольку попытка Министерства транспорта США ослабить жесткие ограничения в отношении влияния зарубежных инвесторов на американские авиакомпании потерпела фиаско. Когда стало понятно, что члены конгресса от Демократической партии могут блокировать данное предложение, Министерство отозвало его, и проект договора между США и Европой провалился.
Новый договор включает в себя пункт о франчайзинге, то есть условие, при котором американская авиакомпания выполняет часть или все свои полеты под флагом и брендом европейской авиакомпании-инвестора. Этот вариант не устраивает профсоюзы в той же степени, что и ослабление норм владения и управления. Джеймс Оберстар, председатель комитета по транспорту конгресса, говорит о своих опасениях, что новый договор всего лишь заменяет одни слова другими в попытке добиться того же результата. Однако о блокировании договора речь пока не идет.
Для европейцев вопросы собственности и каботажа (права на осуществление перевозки между пунктами на территории США) будут приоритетными в следующем раунде переговоров, который должен начаться не позднее 60 дней после момента вступления в силу условий первого соглашения. Однако по настоянию Великобритании начало второго раунда переносится с 28 октября этого года на 30 марта следующего, совпадая с открытием терминала № 5 в Хитроу. Великобритания внесла еще одну поправку, согласно которой любое европейское государство, признающее неудовлетворительным ход переговоров через 12 месяцев после их начала, может отозвать права на полеты (например, право осуществлять полеты в Хитроу), предусмотренные соглашением, уже подписанным на первом этапе.
Джон Байерли, советник по транспорту министра иностранных дел, ведущий переговоры от имени Соединенных Штатов, говорит, что перед подчиненными ему структурами стоит задача урегулировать вопросы участия иностранного капитала с конгрессом США до начала второй фазы переговоров. Тем не менее попытки либерализации права владения, права на каботаж и ограничения Fly America, в соответствии с которым представители правительства США должны пользоваться услугами исключительно американских перевозчиков, будут весьма непростыми, поскольку как профсоюзы, так и конгресс все в большей степени сосредоточиваются на проблеме военных действий в Ираке и на предстоящих президентских выборах 2008 г.
Руководители европейских авиакомпаний скептически относятся к предположению о том, что Великобритания может отказаться от достигнутых соглашений, независимо от результата дальнейших переговоров. И все же отмечается, что даже угроза такого поворота событий может произвести нужный эффект. Однако жест одной только Великобритании имел бы меньший эффект, нежели мера, рассматриваемая странами ЕС, хотя и не предусмотренная нынешним соглашением, — возможность полной аннуляции первоначального договора в случае, если вторая серия переговоров окажется недостаточно успешной. Так или иначе, индивидуальные действия какой-либо из стран Евросоюза не повлекут негативной реакции со стороны остальных членов сообщества, поскольку их интересы по доступу на рынок США и неприкосновенность их авиакомпаний со стороны антимонопольного законодательства затронуты не будут.
Подписание соглашения, достигнутого на первом этапе, должно состояться 30 апреля на саммите США и Евросоюза в Вашингтоне. Теперь все зависит от того, удастся ли перевозчикам убедить правительства незамедлительно приступить к выполнению некоторых условий договора. Например, на следующий же день после ратификации договора министрами авиакомпания Continental Airlines, известный претендент на полеты в Хитроу, обратилась в Министерство транспорта США с просьбой внести в свой сертификат 11 европейских стран, ставших участниками соглашения об открытом небе, с тем чтобы компания смогла к летнему сезону 2008 г. предложить новые маршруты в Лондон, а также в другие страны. А American Airlines, у которой уже есть допуск в Хитроу и которая готовится к ужесточению конкуренции на этом направлении, тем не менее требует от правительства права начать пользоваться некоторыми из полученных свобод уже сейчас, не дожидаясь дальнейших переговоров, то есть, по сути, заранее снимать существующие ограничения посредством дополнительных двусторонних соглашений. Похоже, на уровне двусторонних партнерских отношений компании США и Европы готовы приступить к реализации условий нового договора прямо сегодня.
По эту сторону Атлантики авиакомпании тоже строят планы. Поскольку в договоре Евросоюз выступает единой стороной, перевозчики смогут осуществлять полеты в пункты на территории США не только из своих стран, но и из любого города Европы. Virgin Atlantic высказала намерение воспользоваться этим правом. Авиакомпании — члены глобальных альянсов видят перспективы оптимизации маршрутных сетей. Министр транспорта Ирландии Мартин Куллен говорит, что 22 города в США проявляют заинтересованность в прямых рейсах в Ирландию.
Английская авиакомпания bmi может оказаться в самой выигрышной позиции. Она является вторым по величине держателем слотов в Хитроу, но до последнего времени двусторонние соглашения сдерживали развитие маршрутов из Англии в США и сегодня bmi осуществляет только два рейса: в Чикаго и Лас-Вегас из Манчестера. Когда путь из Хитроу будет открыт, bmi сможет расширить маршрутную сеть, и президент компании Найджел Тернер прогнозирует существенное влияние этого обстоятельства не только на пассажиропотоки между парами пунктов в Европе и США, но и на конкурентоспособность маршрутной сети компании в целом. Таким образом, этот договор укрепит позиции и вес bmi в Star Alliance, а также добавит веса всему альянсу против "священных коров" Хитроу из альянса oneworld — авиакомпаний American Airlines и British Airways.
Если bmi выигрывает, то British Airways — напротив. В настоящий момент английский флагман контролирует около 40% слотов в Хитроу, однако, по прогнозам аналитиков, вступление в силу условий договора спровоцирует торговлю слотами по завышенным ценам. "Пока что США не предложили никакой значимой компенсации, — считает президент British Airways Уилки Уолш, — американские авиакомпании теперь могут неограниченно летать в Европу, в Хитроу и дальше, но их территория остается под замком для европейских перевозчиков, а права владения не претерпевают никаких изменений".
Lufthansa, самый крупный из европейских членов альянса Star Alliance, также проявляет интерес к неограниченному доступу в Хитроу, хотя руководители авиакомпании выражают опасение относительно возможной реакции British Airways. Попытка вписаться в Хитроу способна привести к неадекватной тарифной политике со стороны аэропорта, а также спровоцировать ценовую войну во Франкфурте, форпосте Lufthansa. Представители Air France — KLM говорят, что они предоставят своим код-шеринговым партнерам Delta Air Lines и Northwest Airlines возможность разрабатывать лондонское направление.
И Boeing и Airbus на настоящий момент буквально завалены заказами на широкофюзеляжные самолеты, поэтому, если кому-то из перевозчиков захочется расширить маршрутную сеть, им придется использовать для этого существующий парк. Например, bmi, скорее всего, перераспределит свои провозные мощности таким образом, чтобы на трансатлантические маршруты поставить флот А330.
Задача ЕС, которая послужила толчком к началу переговоров три года назад, а затем как-то растворилась в более глобальных вопросах, наконец-то решена: Европейский суд провозгласил двусторонние договоры между США и странами Европы нелегитимными и признал необходимость подписания единого документа, имеющего одинаковую силу для всех государств — членов союза. Независимо от результатов второй фазы переговоров эта миссия выполнена.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.