Плюс один. Низкотарифный
В середине августа в Москву из Осло открыла полеты авиакомпания Norwegian Air Shuttle, работающая на европейском рынке в сегменте низкотарифных перевозок. Тарифы на российском направлении отличаются в большую сторону от тех, что предлагает компания в Европе. Однако Norwegian намерена составить серьезную конкуренцию "Аэрофлоту", который до недавнего времени оставался единственным перевозчиком, выполнявшем рейсы между столицами России и Норвегии.
Работать на российском направлении Norwegian Air Shuttle начала весной прошлого года, запустив маршрут Осло-Санкт-Петербург. Сейчас, по словам главы авиакомпании Бьёрна Кьёса, загрузка на нем достигает 80%, таких же показателей перевозчик намерен добиться и на московском рейсе. То, что воплощение этих планов реально, подтверждает посол Норвегии в России Ойвинд Нордслеттен — поток туристов и бизнесменов, перемещающихся между двумя государствами, растет. "В прошлом году мы в консульстве выдали 20-тысячную визу в середине декабря, в этом — 20-тысячный рубеж перешли уже в середине августа", — говорит Нордслеттен. Тарифы на линии Москва-Осло начинаются от 171 евро, Осло-Москва — от 125 евро. Тарифов, подобных тем, что действуют внутри Европы, низкотарифным компаниям не удается достичь на российском направлении, в частности, по географическим причинам: расстояние до Москвы больше, чем между европейскими городами, поэтому ВС невозможно использовать на максимальном количестве рейсов за сутки (интенсивная работа всего парка — одно из основных правил компаний низкотарифного сегмента). Однако Бьёрн Кьёс также признался, что на российском авиарынке существуют внутренние ограничения, по которым компания "не может сделать тарифы настолько низкими, насколько она могла бы".
Соперничать с Norwegian придется как "Аэрофлоту", так и SAS Group — скандинавская авиакомпания хотя и не летает напрямую из Москвы в Осло, но предлагает два ежедневных рейса до столицы Норвегии через Копенгаген и Стокгольм. Генеральный менеджер SAS в России Марек Педерсен убежден, что его компании удастся сохранить свою долю клиентов на норвежском направлении, поскольку, во-первых, "пассажиропоток между Москвой и Норвегией значительно возрос, а во-вторых, трехклассное обслуживание на бортах SAS позволяет охватить все сегменты рынка и конкурировать даже с низкотарифными компаниями". (В 2004 г. SAS помимо традиционных бизнес- и экономклассов предложила в своих самолетах класс Economy Extra, предназначенный в основном для тех, кто совершает частые деловые поездки. — Прим. АТО.)
"Аэрофлот" выполняет в Осло ежедневный рейс на самолете Ту-154 из аэропорта Шереметьево. Как признает заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков, появление дополнительного перевозчика на линии означает рост конкуренции, однако объем деловых и туристических перевозок между Россией и Норвегией растет, рынок большой, поэтому едва ли выход на линию Norwegian нанесет ущерб интересам других перевозчиков, и "Аэрофлот" готов к конкуренции.
Впрочем, в планах Norwegian — получить не только пассажиров, которые отправляются в Норвегию, но также привлечь путешественников из России на другие европейские направления (компания летает по 103 маршрутам), чтобы задействовать аэропорт Осло как транзитный центр. Также в будущем перевозчик планирует открыть еще один пункт в России и начать полеты из Осло в Мурманск. По словам Кьёса, у компании уже есть разрешение на этот маршрут, но на вопрос о том, когда его запустят, он отвечает встречным вопросом: "Когда вы начнете разработку Штокмановского месторождения?"
Norwegian стала очередной низкотарифной компанией, претендующей на свою долю пассажиров на российском рынке авиаперевозок. Первой на рынке из представителей данного сегмента авиабизнеса оказалась немецкая Germania Express, открывшая рейсы в Москву в 2003 г. Хотя компания сама не раз отказывалась от эпитета низкобюджетной, в России ее до сих пор считают дебютантом low-cost-рынка. В дальнейшем перевозчик был куплен компанией dba, позднее уже dba была продана владельцам Air Berlin, а маршрутная сеть, в том числе российские направления, была интегрирована в расписание нового владельца. Параллельно с трансформацией первого немецкого низкобюджетного перевозчика на российский рынок вышла еще одна компания этого сегмента из Германии — Germanwings. Потом к ним добавились итальянская WindJet, австрийская Niki. Все они усиливают конкуренцию на международных направлениях, создавая все более жесткие условия основному российскому представителю на этих маршрутах — "Аэрофлоту". При существующих правилах двусторонних соглашений европейские перевозчики используют любые потенциальные возможности для расширения собственного бизнеса на российском рынке. Однако далеко не у всех работа на данном направлении оказывается успешной — например, итальянская WindJet сняла весной этого года рейс из Москвы в Форли.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent