Почему Китай строит C919
Брэдли ПЕРРЕТТ, Пекин
Программа создания C919 входит в обширный план китайского правительства по развитию технологической базы страны, результатом которого должен стать рост поддержки коммунистической партии. Для большей части мировой аэрокосмической отрасли эта программа — ключевая угроза, для меньшей — хорошая потенциальная возможность. Для Пекина C919 — один из 16 самых приоритетных научных и технологических проектов на 2006–2020 гг., которые должны обеспечить экономическое развитие.
Ключ для понимания того, почему возник и развивается проект C919, кроется в промышленной политике Китая, которая очень похожа на то, что мы наблюдали в странах Восточной Азии в течение десятилетий. Если и есть отличия политики Китая от политики Японии или Южной Кореи, то они в том, что Пекин контролирует намного больший внутренний рынок, что китайские амбиции простираются — по крайней мере в аэрокосмической промышленности — гораздо дальше, а коммунистическая партия Китая привычна к макроэкономическому контролю. Здесь чиновники уверены в том, что они могут выбирать победителей.
Последняя мысль, вероятно, удивит некоторых в аэрокосмической отрасли вне Китая, поскольку в борьбе за коммерческую победу C919 явно придется столкнуться с сильной конкуренцией. Барьеры на входе в отрасль коммерческого самолетостроения чрезвычайно высоки, и китайские чиновники признают, что программу придется субсидировать. Ясно, что Пекин должен рассчитывать на косвенные преимущества выбора поддержки C919.
Чжан Цзянь, преподаватель китайской политики в Академии Aвстралийских вооруженных сил в Канберре, отмечает, что китайскому правительству необходимо провести структурные изменения в экономике, перенаправив ее с трудоемкого пути на высокотехнологичный: "Авиастроение — одна из таких областей промышленности. Однако дело не только в разработке самолета. С помощью C919 Китай может добиться прорыва, который удастся использовать во множестве других секторов".
По мнению Марка Кросби, специалиста по Китаю Мельбурнской школы бизнеса, можно ожидать, что большой самолетный проект ускорит процесс инноваций, который необходим Китаю, поскольку он хочет быстро увеличить зарплаты.
Чтобы оценить приоритетность C919 для китайского правительства, можно взглянуть на программы, которые стоят с ним в одном ряду. Ключевые проекты в плане на 2006–2020 гг. — сверхкрупносерийное производство интегральных микросхем, широкополосная мобильная связь следующего поколения, добыча метана из угольных пластов, передовые ядерные реакторы и новые лекарственные средства. Все это — гигантские технологические скачки для будущей китайской экономики. В число приоритетов также входят программа пилотируемых космических полетов и лунные зонды. Так что это далеко от обычного проекта авиалайнера.
C919 обладает характеристикой, часто встречающейся в промышленных проектах, которые получают поддержку правительства Китая, — он заменит импорт в области большого внутреннего спроса. Объяснением тому может быть старомодный меркантилизм ("экспорт — хорошо, импорт — плохо") или же это может отражать относительную легкость поддержки продуктов, на которые возможно направить большой спрос.
Когда была основана компания Comac и в мае 2008 г. начался проект C919, вице-премьер Чжан Децзян упомянул среди причин запуска проекта необходимость в инновациях и удовлетворении внутреннего спроса.
Бизнес — это часть деятельности правительства Китая, и правительство действительно делает деньги на своих бизнес-проектах. Однако Comac — другой случай. Большие государственные предприятия часто имеют листинг на фондовых биржах, потому что они могут принести прибыль, однако Comac полностью принадлежит правительству или компаниям, контролируемым правительством, включая AVIC.
Какими бы ни были экономические расчеты, оправдывающие создание C919, за этой инициативой также стоит чисто политическое мышление. Исследователь Чжан указывает, что бюрократическая борьба определяет, какие проекты получат государственную поддержку. Надо отметить, что многие высшие руководители Китая, включая восьмерых из девяти членов постоянного комитета политбюро, инженеры по образованию, и это будет полезно для проекта. Кросби говорит, что для таких людей проект самолета, естественно, привлекателен.
Побочным полезным следствием проекта, хотя, конечно же, не основной его движущей силой, станет укрепление патриотизма. В стране, где пропаганда переплетается с идеями государственности, правительства и партии, блеск национального авиалайнера может только увеличить поддержку режима.
Момент для создания C919 также указывает на его политическую природу. Было бы легче его разработать, если бы Comac сначала завершил работу над своим региональным джетом ARJ21. Зачем такая спешка? По одной из версий, нужно было запустить C919 до ожидаемой отставки президента и председателя партии Ху Цзиньтао в 2012 г., с тем чтобы можно было отнести проект к достижениям его администрации.
В этом также большой риск для C919. Проекты коммерческих самолетов реализуются десятилетиями. C919 может потребоваться политическая поддержка на период времени более протяженный, чем до начала первых поставок, запланированных на 2016 г. Если он не сможет выйти на уровень экономических параметров новых типов самолетов Boeing и Airbus, ему понадобится продолжительная поддержка, чтобы обеспечить продажи на внутреннем рынке в течение срока производства по меньше мере до 2030 г. включительно.
Однако китайские авиакомпании, работающие на высококонкурентном рынке воздушных перевозок, возразят, что им необходимо позволить покупать те самолеты, которые им нужны, и не обязательно те, которые производит Китай. Также существенно, что китайская политика и экономическое мышление не являются статичными. Нет никакой гарантии, что через 20 лет администрация будет так же привержена промышленной политике, как сегодняшнее правительство, или будет так же увлечена проектом президента первого десятилетия века, давно ушедшего в отставку.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent