Почему пассажиры хватаются за сумки во время аварийной эвакуации?
Казалось бы, это противоречит здравому смыслу: если вы пассажир в горящем самолете и вы видите дым и пламя, бушующее за иллюминаторами, неужели вы не захотите выбраться оттуда чем быстрее, тем лучше? Однако ряд нашумевших инцидентов, заснятых на смартфоны, показывает обратное: несмотря на распространяющийся пожар, пассажиры тратят несколько минут, чтобы достать ручную кладь с багажных полок. Некоторые останавливаются, чтобы запечатлеть происходящее на видео.
Профессионалы авиации знают слишком хорошо, что пожар на борту может стать смертельным за секунды — как только пламя прорывается внутрь фюзеляжа. Это с трагической ясностью продемонстрировал пожар на борту Boeing 737-200 английской авиакомпании British Airtours в Манчестере в 1985 г. Из 53 погибших пассажиров и 2 членов экипажа 48 задохнулись от дыма через несколько минут после возгорания.
Несмотря на постоянные усилия разработчиков и регулирующих органов, направленные на повышение безопасности и огнеустойчивости материалов внутренней отделки салона, дым в салоне по-прежнему может иметь серьезные последствия.
Так, в ходе двух получивших широкую огласку происшествий — пожара во время взлета Boeing 777 авиакомпании British Airways в Лас-Вегасе в 2015 г. и B-777 авиакомпании Emirates в Дубае в августе 2016 г. — пассажиры препятствовали эвакуации, доставая багаж с полок и останавливаясь, чтобы заснять происходящее на смартфоны. Вид пассажиров, неспешно катящих свои чемоданы по перрону на фоне горящего самолета вызывает вопрос: чем мотивировано такое поведение и могут ли авиакомпании каким-либо образом повлиять на него.
Крэнфилдский университет в Великобритании – один из центров изучения безопасности на воздушном транспорте. Яни Асмаявати, исследователь и преподаватель Центра безопасности и расследования авиационных происшествий, говорит, что вопрос не нов. Исследование, которое она провела на материале инцидентов, имевших место за 10 лет — с 2007 г., выявило, что в отчетах о 13 происшествиях упоминались пассажиры, препятствовавшие ходу аварийной эвакуации. Во время эвакуации члены кабинного экипажа давали команду оставить багаж, но как в тех случаях, так и в недавних примерах, это, очевидно, не произвело нужного эффекта.
Несколько причин заставляют пассажиров тратить время на ручную кладь, говорит Асмаявати: "Прежде всего, это деньги и телефоны, чтобы позвонить родным. Документы, подтверждающие личность, лекарства и ноутбуки с важными рабочими файлами также оказались в числе факторов, побуждающих людей доставать сумки".
Эти факторы, безусловно, работают в сочетании с неадекватной личной оценкой риска и неверного восприятия уровня опасности ситуации, продолжает она. "Если в салоне нет огня, люди думают, что у них достаточно времени".
За последние годы было проведено несколько исследований данной проблемы. Одно и них, осуществленное в 2000 г. Национальным бюро транспортной безопасности США (NTSB), выявило, что большинство пассажиров не осознавали риски, связанные с доставанием багажа из-под кресел и с багажных полок. Эти действия не только задерживали самих их участников и других пассажиров, но и создавали риск повреждения багажом аварийных трапов. "Многие люди не понимали, по какой причине им не разрешают взять их личные вещи", — комментирует Асмаявати.
Медицинский институт гражданской авиации при Федеральной авиационной администрации (FAA) США создал рабочую группу по изучению вопросов безопасности в салоне, которая "проводит ряд исследований аварийной эвакуации из пассажирских самолетов", сообщил представитель ведомства. "Проблема пассажиров, мешающих эвакуации из-за багажа пока не рассматривалась, но это может измениться", — добавил он.
Высказывались предложения оснастить багажные полки самолетов централизованным механизмом блокировки замков, который могли бы активировать члены кабинного экипажа при необходимости аварийной эвакуации, чтобы ускорить процесс покидания салона. Однако Асмаявати опасается, что это приведет к еще большим задержкам, если пассажиры не поймут предупреждений о том, что замки заблокированы, и будут продолжать попытки добраться до багажа.
Совет от IATA
Джонатан Джаспер, руководитель направления по вопросам обеспечения безопасности в салоне самолета Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) разделяет эти опасения. Он считает, что блокировка багажных полок создаст дополнительные риски. "Все усилия должны быть направлены на то, чтобы не позволять пассажирам доставать сумки по время аварийной ситуации", — говорит он, подчеркивая, что личная безопасность — ответственность не только кабинного экипажа, но и самих пассажиров. Он предлагает рекомендовать пассажирам во время взлета и посадки держать при себе самые важные предметы: деньги, паспорт и телефон. Эти вещи действительно нужны в непредвиденной ситуации, поэтому иметь к ним доступ имеет смысл, но не тогда, когда попытки достать их из тяжелых сумок задерживают покидание салона.
В настоящее время IATA проводит консультации с экспертами в области человеческого фактора, чтобы определить наиболее эффективные способы решения проблемы. По мнению Джаспера, наибольшая вероятность успеха у различных способов разъяснения и донесения до пассажиров, почему нельзя задерживать эвакуацию попытками забрать вещи.
В FAA согласны с этим направлением мысли. "Консенсус по данному вопросу заключается в том, чтобы информировать пассажиров, то есть убедиться, что они понимают разницу между нормальным покиданием салона самолета, когда все личные вещи необходимо забрать, и аварийной эвакуацией, когда багаж должен остаться на борту", — подтвердил представитель ведомства.
Недавние исследования выявили, что представления пассажиров о роли кабинного экипажа изменились: их восприятие как обслуживающего персонала меняется в сторону профессионалов, ответственных за безопасность на борту. Теоретически это должно повысить авторитет членов кабинных экипажей, но в действительности получилось, что это палка о двух концах, говорит Асмаявати. "С одной стороны, пассажиры понимают, что роль бортпроводников не ограничивается подачей напитков. С другой — в вопросах безопасности пассажиры начинают целиком полагаться на экипаж, вместо того чтобы разделять ответственность за свое поведение в аварийных ситуациях".
Если такое восприятие будет усугубляться, то, возможно, придется готовить кабинные экипажи к более решительным действиям во время эвакуации. Исследования подтверждают, что чем более властно ведут себя бортпроводники, тем больше шансов, что пассажиры будут выполнять их инструкции.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft