Поделить и умножить: операторы долевого владения учатся считать
Mутации позволили операторам долевого владения пережить экономический кризис. Но жизнеспособна ли сама модель?
Как и прочие сегменты бизнес-авиации, операторы, работающие по схеме долевого участия, испытали на себе все тяготы "великой рецессии 2008 года". Экономический кризис, спад командировочной активности, падение цен на самолеты корпоративного класса — и вот толпы жаждущих наличности владельцев выстраиваются в очередь, чтобы вернуть операторам свои доли, оказавшиеся в списке немногих ликвидных средств, сохранивших свою стоимость.
Сегодня, по прошествии четверти века, очевидно, что оригинальная бизнес-модель долевого владения, задуманная Ричардом Сантулли, воплощенная им в NetJets и растиражированная конкурентами, в чистом виде нежизнеспособна. Она эволюционировала в целый спектр разнообразных услуг. Существенно изменился и парк таких операторов: он сократился, стал более однотипным, и теперь его основу составляют самолеты, подходящие для эксплуатации в условиях, приближенных к коммерческим авиалиниям. Иными словами, это самолеты, на которых можно зарабатывать.
Таким образом, операторы долевого владения научились экономить. Вопрос в том, не потеряло ли при этом долевое участие своего смысла для пользователей услуг бизнес-авиации? Большинство экспертов, опрошенных в ходе подготовки данного материала, сходятся на том, что бизнес-модель имеет право на существование, однако экономическая рецессия изменила ее навсегда.
Майк Ригель, бывший одним из руководителей Flexjet (дочерняя структура Bombardier), ныне директор собственного консалтингового агентства Aviation IQ, считает, что врожденные структурные проблемы модели долевого владения стали очевидны еще десятилетие назад. "Если взглянуть на динамику продаж долей, то есть развития ключевого бизнеса, то вы увидите, что спад продолжается более пяти лет. С 2007 г. операторы едва достигают порога рентабельности. Уже в 2003 г., комментируя отчеты о состоянии отрасли, я отмечал, что модель долевого владения прекрасно работает — для клиентов, но отнюдь не для операторов. Эти компании пытались, по сути, воспроизвести бизнес коммерческих авиаперевозок, не извлекая уроки из опыта авиакомпаний. Они стремились расширяться любой ценой, не заключая стратегические партнерства с производителями авиатехники, и комплектовали парк, руководствуясь привлекательностью самолетов в глазах клиентов, а не их экономичностью при эксплуатации по модели долевого владения".
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft