Полностью российский самолет Superjet 100 приступил к полетам

В ОАК подтвердили, что на нем не осталось импортных систем
Полностью российский самолет Superjet 100 приступил к полетам
Полностью импортозамещенный самолет SJ-100 выполнит около 130 сертификационных полетов :: ОАК

ATO.ru — Российский авиапром впервые поднял в воздух полностью отечественный пассажирский самолет. Сегодня в Комсомольске-на-Амуре прошел первый полет опытного Superjet 100 (SJ-100) в полностью российской конфигурации.

Он продлился 40 минут, в течение которых была осуществлена проверка работы систем управления, гидравлики, кондиционирования воздуха, а также пилотажно-навигационного оборудования на различных скоростях, сообщил производитель этой модели — Объединенная авиастроительная корпорация.

Программа разработки импортозамещенного самолета, ранее известного как SSJ-New, началась в 2019 году как попытка избавиться, главным образом, от американских комплектующих, чтобы вывести самолет на экспортные рынки, находящиеся под санкциями США, — в первую очередь Иран. Тогда же началась и разработка российского двигателя ПД-8, который сначала рассматривался как альтернатива российско-французскому SaM-146.

После того как западные поставщики Superjet 100 ушли из России в 2022 году из-за санкций, ОАК пришлось искать замену всем иностранным компонентам самолета.

"На лайнере заменили порядка 40 импортных систем и агрегатов", — отметил первый заместитель генерального директора материнской корпорации "Ростех" Владимир Артяков.

Разработчик самолета — входящая в ОАК компания "Яковлев" не стала раскрывать полный список поставщиков, но отметила, что сейчас над импортозамещением SJ-100 работает более 60 предприятий, бóльшая часть которых входит в Ростех.

Помимо новых двигателей на SJ-100 установили российскую авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, системы управления, электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие. Также самолет получил новый фюзеляж, в который внесены изменения, упрощающие производство и обслуживание воздушного судна, отметили в Ростехе.

"Ни одной импортной системы [на самолете] не осталось", — подтвердил глава ОАК Вадим Бадеха.

Полностью российский прототип с заводским номером 97003 стал третьей опытной машиной, которая присоединилась к летным испытаниям. В 2023 году состоялся первый полет опытного образца с заводским номером 97001. Он представлял собой изначальную частично импортозамещенную версию, но с SaM146, поскольку разработка ПД-8 затянулась, что сдвинуло сроки сертификации самолета на два года.

Первый самолет с российскими двигателями — опытный борт 95157 в "классической" комплектации с импортными подсистемами поднялся в воздух только в марте 2025 года.

"До конца текущего года мы планируем закончить сертификационные испытания, чтобы с 2026 года начать поставки в авиакомпании", — сказал Бадеха. Ранее производитель заявлял, что для этого самолеты должны совершить около 200 полетов.

Как рассказали ATO.ru в компании "Яковлев", пока в ходе испытаний первые два опытных самолета налетали 214 ч, из них 144 ч на сертификационных испытаниях.

На опытном самолете 97001 испытывается штатная работа отечественных систем, на самолете 95157 проверяются характеристики воздушного судна с новыми силовыми установками ПД-8. На полностью импортозамещенном 97003 будет исследоваться взаимодействие ПД-8 с новыми российскими подсистемами, объяснили в "Яковлеве".

Как заявил сегодня первый вице-премьер Денис Мантуров, полностью импортозамещенный самолет SJ-100 выполнит около 130 сертификационных полетов, в том числе в условиях экстремально высоких и низких температур.

Выступая 17 апреля в Совета Федерации, заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Андрей Иванов назвал планируемой датой сертификации импортозамещенного SJ-100 30 ноября 2025 года.

Правительственная программа комплексного развития российской авиационной отрасли предусматривает, что поставки обновленных SJ-100 авиакомпаниям должны начаться с февраля 2026 года. Планируется, что в следующем году ОАК поставит 30 самолетов, а до 2030 года — 142 воздушных судна этого типа. Однако в Минпромторге России уже заявили, что эти планы могут быть пересмотрены после сертификации SJ-100.

Сейчас у "Яковлева" уже есть 250 предварительных заказов на импортозамещенный SJ-100 от российских авиаперевозчиков и лизинговых компаний. Из них в твердый контракт переведено только 34 самолета для группы "Аэрофлот". В компании "Яковлев" подтвердили, что в первую очередь серийные SJ-100 будут поставлены именно ей. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2025 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.