Правительство Казахстана готово дерегулировать цены на услуги аэропортов
В гражданской авиации Казахстана разгорелась дискуссия вокруг принципов тарифообразования на услуги аэропортов. В правительстве страны полагают, что самостоятельное определение казахстанскими аэропортами цен на свои услуги позволит им стать более рентабельными, модернизировать свою инфраструктуру и др.
Ведущие авиакомпании Казахстана не поддерживают планы Министерства национальной экономики Казахстана и его Комитета по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции (КРЕМиЗК) отменить регулирование цен на аэропортовые услуги и предупреждают, что это решение наверняка приведет к удорожанию авиабилетов и снижению пассажиропотока региональных аэропортов.
О том, что с 1 января 2017 г. казахстанские аэропорты смогут самостоятельно регулировать цены на свои услуги, сообщил на заседании Мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана председатель КРЕМиЗК Серик Жуманаргин. 12 мая он презентовал законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции".
По данным пресс-службы аппарата Мажилиса, базой для предлагаемых изменений послужил обзор конкурентного законодательства и политики в Казахстане, проведенный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР; международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики).
Масштабные изменения в антимонопольное законодательство Казахстана в рамках реализации рекомендаций, сделанных в обзоре ОЭСР, разделены на два этапа. На первом этапе, в 2015 г., изменена концепция работы антимонопольного органа страны — Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство).
На втором этапе (2016 г.) предусмотрены поправки в законодательство, направленные на усиление антимонопольного органа, регламентацию его статуса и порядка работы, а также доработку отдельных норм законодательства в соответствии с рекомендациями, отраженными в обзоре ОЭСР.
В части деятельности воздушного транспорта Казахстана законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции" в первую очередь предполагает выведение до 1 июля из-под государственного ценового регулирования всех аэропортовых услуг, оказываемых при обслуживании международных рейсов.
На сегодняшний день, по словам замминистра национальной экономики Айдара Арифханова, этот вопрос прорабатывается. "Главным итогом двухгодичного цикла работы станет переход с 1 января 2017 г. на рыночное ценообразование в регулируемых секторах экономики (т. е. выведение регулируемых рынков из-под государственного ценового регулирования) с внедрением инструментов антимонопольного регулирования", — резюмировал чиновник.
Серик Жуманаргин пояснил, что с 1 января следующего года регулируемые услуги в казахстанских аэропортах будут либерализованы и на смену ценовому регулированию придет антимонопольное. "То есть по жалобам потребителей будем выходить и наказывать. А с 1 июля [2016 г.] мы планируем дорегулировать (вероятно, имеется ввиду дерегулировать. — Прим. ATO.ru) услуги по международным направлениям", — цитирует председателя КРЕМиЗК сайт премьер-министра Республики Казахстан Карима Масимова.
По словам Жуманаргина, аэропорты на международных направлениях смогут самостоятельно устанавливать тарифы и у них "появится возможность зарабатывать средства в валюте".
Чиновник отметил, что это позволит им модернизировать свою инфраструктуру, улучшить авиационную безопасность и снизить нагрузку на внутренние авиарейсы: "Иначе всё это они бы делали, поднимая цену для нас с вами на билеты на внутренние рейсы".
В понедельник, 16 мая, спустя два рабочих дня после презентации законопроекта в Мажилисе, казахстанские авиакомпании Air Astana и Qazaq Air выпустили совместный пресс-релиз, в котором подвергли критике планируемые изменения в ценообразовании аэропортовых услуг.
По мнению перевозчиков, отмена регулирования аэропортовых услуг (в заявлении идет речь об услугах по предоставлению телескопических трапов, обслуживанию пассажиров, взлету-посадке и др. — всего 19 наименований) неминуемо приведет к повышению стоимости воздушных перевозок в целом и авиабилетов в частности.
"Уже давно свыше 100 видов тарифов аэропортов на монопольно оказываемые услуги никак не регулируются со стороны КРЕМиЗК, и в результате авиакомпании вынуждены принимать многократные повышения тарифов аэропортов, которые являются второй крупнейшей статьей расходов авиакомпаний после авиационного керосина. Во всем мире тарифы аэропортов являются предметом публичных слушаний и подлежат государственному регулированию, в то же время руководство КРЕМиЗК, призванного регулировать тарифы естественных монополистов, предлагает отменить данный контроль", — отмечают в авиакомпаниях.
Air Astana и Qazaq Air сходятся во мнении, что эффективное развитие казахстанских аэропортов не должно достигаться за счет введения необоснованно высоких аэропортовых тарифов: "Аэропорты Казахстана и услуги аэронавигации являются национальными активами, и в соответствии с международной практикой все капитальные вложения в них осуществляются за счет государства. Будет большой ошибкой накладывать на отечественные авиакомпании дополнительное бремя с целью развития инфраструктуры аэропортов, причем перевозчики являются единственным источником доходов для тех же аэропортов".
В заявлении перевозчиков также говорится, что на сегодняшний день многие казахстанские авиакомпании убыточны, поскольку основная часть их расходов должна быть оплачена в твердой валюте: расходы на самолеты, запасные части, тяжелые формы ТО и др.
"Освобождение из-под регулирования заведомо монопольных услуг аэропортов неминуемо ляжет на плечи авиакомпаний и в конечном итоге на плечи самих пассажиров", — предостерегают в Air Astana и Qazaq Air.
В казахстанской авиакомпании SCAT тоже настороженно отнеслись к планам правительства отменить госрегулирование аэропортовых услуг.
"Мы считаем, что вопрос о дерегулировании тарифов на аэропортовые услуги может рассматриваться только в отношении иностранных авиаперевозчиков и не должен касаться тарифов для казахстанских авиакомпаний, — сообщила ATO.ru официальный представитель SCAT Виктория Ульянова. — В результате у аэропортов появится возможность устанавливать тарифы для иностранных перевозчиков в валюте, что позволит им не терять прибыль в условиях инфляции, а казахстанские авиаперевозчики получат возможность работать на международных рейсах в равных условиях с иностранными компаниями и не повышать тарифы на международные рейсы".
По информации Комитета гражданской авиации Казахстана (входит в структуру Министерства по инвестициям и развитию республики), в марте 2016 г. наземная инфраструктура воздушного транспорта страны состояла из 20 аэропортов. По итогам 2015 г. аэропортовая сеть страны обслужила 12,1 млн пасс. (рост на 11% к 2014 г.).
По данным КРЕМиЗК, на сегодняшний день все казахстанские аэропорты, кроме Алма-Аты и Астаны, убыточны (в пресс-релизе Air Astana и Qazaq Air среди прибыльных аэропортов также указан Тараз).
"Что касается нерентабельных региональных аэропортов с низкими объемами перевозок, то никакое повышение тарифов не покроет их операционные расходы, а, наоборот, приведет к закрытию рейсов в эти регионы", — отмечается в заявлении Air Astana и Qazaq Air.
В компании Airport Management Group (управляет аэропортом Астаны и рядом региональных аэропортов в Казахстане) не смогли оперативно предоставить ATO.ru свое мнение по теме регулирования аэропортовых услуг.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent