Правительство РФ поставило амбициозную задачу выпустить более тысячи коммерческих самолетов до 2030 года
ATO.ru — Правительство РФ утвердило амбициозную комплексную программу развития авиатранспортной отрасли, которая призвана перевести значительную часть российской коммерческой авиации на отечественную авиатехнику до 2030 года. Таким образом предполагается снять зависимость российского воздушного транспорта от западных производителей в условиях санкций. Залогом реализации программы должно послужить очень щедрое финансирование, однако к сожалению, далеко не все инженерные и технологические проблемы можно решить деньгами.
Программа, принятая 25 июня, призывает производителей обеспечить авиакомпании техникой в количестве 1036 коммерческих пассажирских самолетов и 764 вертолетов в срок до 2030 года. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Михаил Мишустин.
В настоящее время совокупный парк российских перевозчиков насчитывает 1287 ВС, из которых только 470 — российского или советского производства. По расчету правительства, интенсификация деятельности отечественной авиапромышленности позволит покрыть потребности российских авиакомпаний в новых самолетах: доля ВС западного производства должна сократиться с 81 до 32% к 2030 году. Ускоренный переход на российскую технику является стратегической задачей, говорится в программе.
Согласно документу, план предполагает выпуск 270 перспективных среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов МС-21-310, 142 модифицированных региональных SSJ-NEW, по 70 среднемагистральных Ту-214 и турбовинтовых Ил-114-300 и 12 широкофюзеляжных Ил-96. Всю линейку крупных самолетов производят предприятия, входящие в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) Ростеха.
В настоящее время проводятся работы по импортозамещению в рамках ведущих активных программ — МС-21 и Superjet 100 — с целью замены максимального количества комплектующих западного производства российскими аналогами. Первые поставки доработанного MC-21-310 запланированы на 2024 год. Ожидается, что темпы его производства вырастут с шести единиц в год запуска до 72 в 2029 году.
Поставка первых импортозамещенных Superjet (SSJ-NEW) запланирована на 2023 год (2 единицы). График производства предусматривает выпуск до 20 единиц в год с 2024 года, что соответствует проектной мощности выпускающего Superjet Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ).
Серийное производство турбовинтовых Ил-114-300 должно начаться в 2024 году и в 2026-м выйти на сборку 12 единиц в год.
Разработанные более 30 лет назад Ту-214 и Ил-96 были выведены из коммерческой эксплуатации в начале 2010-х годов. До настоящего момента самолеты этих типов собирались по 1–2 единицы в год в интересах государственных заказчиков. Рассматривается возможность возобновить серийное производство до 10 "тушек" ежегодно. В частности, о желании восстановить производство на самарском заводе "Авиакор" заявил на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Однако заказчиков со стороны авиакомпаний на Ту-214 пока нет. Аналогичная ситуация по Ил-96: пока широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты собираются по два в год, и коммерческим заказчикам возможность их получения представится не ранее 2025 года.
Комплексная программа не обошла стороной и производство малых самолетов. На их создание и выпуск претендует частный Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), в том числе на 178 турбовинтовых 19-местных L-410, ранее производившихся по лицензии чешской Aircraft Industries. УЗГА также разрабатывает две новые программы: 44-местного ТВРС-44 "Ладога" (ввод в эксплуатацию в 2025 году) и 9-местного ЛМС-901 "Байкал" (ввод в 2024 году). До 2030 года УЗГА обещает построить 140 ТВРС-44 и 154 ЛМС-901.
В вертолетном сегменте сделать акцент предполагается на наиболее востребованных моделях "Ансата" и различных модификациях Ми-8. Также в рамках программы предусмотрен выпуск почти 5 тыс. двигателей для самолетов и вертолетов.
Амбициозная задача, поставленная правительством, является вызовом для российского авиапрома, который в прошлом году выпустил 32 самолета и 51 вертолет (включая экспорт). Тем не менее на ее выполнение правительство выделяет 770 млрд руб. — по различным направлениям субсидирования как производителей, так и авиакомпаний. В качестве обоснования программы ее авторы ссылаются на проведенный опрос авиакомпаний о потребностях в провозных мощностях. Постепенная замена западного парка должна обеспечить перевозчиков возможностью поддерживать ежегодный пассажиропоток на уровне 100–110 млн пасс. в год в период до 2030 года.
Курировать выполнение программы будет первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов, в части авиастроения — заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов. Текст программы опубликован на сайте Росавиации. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent