Преувеличенный переизбыток
Спад на мировом рынке авиаперевозок и рост цен на топливо стали одной из причин сокращения западными сетевыми авиакомпаниями провозных мощностей, а также модернизации парка за счет приобретения новой техники и вывода из эксплуатации самолетов с низкой топливной эффективностью. Довольно четко эта тенденция прослеживается на примере авиакомпаний США: за последние пять лет парк традиционных (не низкозатратных) американских авиакомпаний уменьшился на 21%, с 3469 машин в предкризисном 2000 г. до 2747 по состоянию на конец 2005 г. Сокращение провозных мощностей и пересмотр привычных бизнес-моделей уже принесли результат. По итогам 2005 г. средний процент занятости кресел у авиакомпаний США составил 77,6% (в 2004 г. — 75,5%). Последний раз этот показатель достигал такого уровня в 1946 г. По мнению западных аналитиков, этим летом процент занятости кресел возрастет еще больше.
Сегодня принято считать, что начавшийся в 2001 г. циклический кризис остался позади и отрасль находится на подъеме. В пользу этого говорит хотя бы тот факт, что зарубежные авиаперевозчики размещают все больше заказов на новую технику. Вместе с тем рост портфеля заказов вызывает обеспокоенность у ряда западных компаний, в первую очередь у связанных с лизинговым бизнесом. Например, президент и исполнительный директор GECAS (одной из крупнейших лизинговых компаний мира) Генри Хабшман обратил внимание отрасли на несоответствие между темпами роста пассажиропотока и провозных мощностей перевозчиков. По его словам, объемы перевозок увеличиваются в среднем на 4,5% в год, тогда как количество располагаемых мест авиакомпаний в течение следующих пяти лет будет расти на 5,5% в год. Учитывая это, г-н Хабшман призвал авиакомпании "быть поскромнее", отмечая, что переизбыток провозных мощностей может вызвать в 2008-2009 гг. очередной кризис в отрасли.
Впрочем, у лизингодателей есть основания опасаться роста портфеля заказов на новую технику. Едва ли перевозчики размещают крупные заказы на нее только из-за того, что все они неверно оценивают реальные темпы роста пассажиропотока. Скорее, эксплуатанты пытаются увеличить доходность перевозок за счет модернизации своего парка на основе экономически более эффективной техники. Это означает, что приход новых ВС приведет к появлению на вторичном рынке большего числа самолетов нынешнего поколения. А это в свою очередь подорвет остаточную стоимость той техники, что сегодня представлена на вторичном рынке. Дефицитные сейчас машины станут просто никому не нужны.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS