Приняли в клуб
ATO.ru — В конце сентября Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) выдало сертификат типа EASA.IM.R.133 вертолету Ка-32А11ВС. Ранее эти вертолеты эксплуатировались в Европе на основе ограниченных национальных разрешений, теперь же новый сертификат позволяет любому оператору ЕС осуществлять коммерческую эксплуатацию Ка-32. Эта машина стала первым российским вертолетом, сертифицированным в Европе, но для самого Ка-32 сертификат EASA стал его очередным шагом на пути международного признания.
Как рассказал ATO.ru главный конструктор ОАО "Камов" Шамиль Сулейманов, международное продвижения Ка-32 началось в начале 90-х гг., когда эти вертолеты впервые появились в Канаде и Европе. Тогда же встал вопрос о его сертификации по международным стандартам. Для этого сначала пришлось разработать новые российские сертификационные требования, взяв за основу американские нормы FAR 29. По этим российским требованиям, которые позже легли в основу норм АП-29, вертолет был сертифицирован в 1993 г.
Далее, по словам Сулейманова, международная сертификация Ка-32 заключалась в валидации российских требований сертификационными органами разных стран, которые признавали FAR 29. В 1993 г. "Камов" начал сертификацию вертолета в Канаде и Европе. По требованиям сертификационных властей Канады в вертолет был внесен ряд изменений, которые и привели к созданию модификации Ка-32А11ВС (BC - обозначает British Columbia - провинция Канады). На машину был установлен двухкамерный бустер, новая система сигнализации, обновлено приборное оборудование. Кроме того, для сертификации в Канаде ресурс вертолета был увеличен до 16 тыс. ч против 4 тыс. ч для более ранней версии — Ка-32Т.
В 1996 г. Ка-32 был сертифицирован в Швейцарии по нормам FAR 29. В этой стране его первым оператором стала компаний Heliswiss, которая использовала вертолет для монтажно-строительных работ. Для нужд швейцарского оператора была разработана модификация Ка-32А12, которая позволяет управлять машиной экипажу в составе одного пилота и одного бортинженера.
Однако в "Камове" осознавали, что потенциал использования Ка-32 гораздо шире. "Мы понимали, что у этой машины больше возможностей применения", — говорит главный конструктор компании. В конце 90-х гг. Ка-32 стали использоваться для пожаротушения испанской компанией Helicopteros del Sureste, позднее вошедшей в авиационный холдинг INAER. Как рассказал Сулейманов, по расчетам испанцев применение Ка-32 для этих миссий было эффективнее использования самолетов-амфибий CL215. За то же время вертолет успевал сделать больше сбросов воды в зону пожаротушения, за счет того что в отличие от самолета он может осуществлять забор воды практически из любого источника, включая бассейны в частных домах.
В 2004 г. испанские власти выдали Ка-32A11BC национальный сертификат, но вертолет еще нужно было сертифицировать в EASA. Этот процесс начался в 2006 г. и формально завершится в ноябре текущего года, когда представители европейского агентства приедут в Москву для торжественного вручения сертификата разработчикам вертолета.
В настоящий момент из российской авиатехники кроме Ка-32 европейский сертификат типа имеет только грузовой лайнер Ту-204-120CE. "Мы рассматриваем получение сертификата EASA как знак того, что "Камова" приняли в мировой клуб авиапроизводителей, — говорит Шамиль Сулейманов. — За последние 50 лет никому из российских вертолетостроителей это не удавалось". По словам гендиректора "Вертолетов России" Андрея Шибитова, получение вертолетом Ка-32А11ВС сертификата EASA открывает новые перспективы применения этой многоцелевой машины, которая уже показала свою эффективность во многих странах ЕС.
Европейский сертификат позволяет расширить количество эксплуатантов Ка-32 в Европе, где он пока используется только испанской INAER и португальской государственной компанией EMA. Как рассказал АТО технический директор INAER Аурелио Мартинез Пиллет, сертификат дает возможность испанскому оператору использовать Ка-32 во всех 22 странах — членах EASA, в то время как раньше эксплуатация вертолета была ограничена территорией Испании. Сейчас INAER эксплуатирует 10 Ка-32А11ВС, но Пиллет отметил, что такое расширение возможностей вполне способно привести к увеличению парка этих машин.
Однако пока сертификат EASA закрепляет довольно узкую специализацию Ка-32А11ВС: пожаротушение и перевозку грузов на внешней подвеске. Сертификат не дает права на коммерческие перевозки пассажиров, но разрешает перевозку персонала, а также людей, вовлеченных в авиационные работы, — например, пожарных или спасателей. По мнению технического директора INAER, возможности по перевозке грузов на внешней подвеске являются основным преимуществом камовского вертолета, в то время как в других областях, таких как перевозка пассажиров или оказание медицинской помощи, он не может конкурировать с западными машинами.
Однако с этим не согласны разработчики. Как рассказал Сулейманов, в Португалию Ка-32 поставлялся уже как многофункциональный вертолет. Компания EMA — аналог российского МЧС — использует 6 российских вертолетов для поисковых операций, доставки пострадавших и патрулирования. Для этих целей "Камов" разработал несколько съемных модулей, что дает возможность за час переоборудовать машину под выполнение конкретной задачи. Кроме того, на португальские машины было установлено цифровое бортовое оборудование.
По словам Сулейманова, международная сертификация Ка-32 будет продолжена. Сейчас помимо Канады и Европы этот вертолет сертифицирован еще в ряде стран, которые признают нормы FAR 29: в Индонезии, Китае, Мексике, Чили, Южной Корее, Японии, на Тайване. Во всех этих странах вертолет уже успешно применяется. Крупнейшим эксплуатантом семейства Ка-32 стала Южная Корея, где базируется более 60 машин этого типа. В Корее камовские машины используют ВВС и Береговая охрана для патрулирования и поисково-спасательных операций, Служба охраны лесов для пожаротушения; есть и частные операторы.
"Пока у нас в плане сертификации не охвачен регион Папуа — Новая Гвинея и Австралия", — говорит Шамиль Сулейманов. В Папуа — Новой Гвинее уже работает один Ка-32, поэтому усилия компании по сертификации будут направлены в первую очередь в эту страну. "Камов" также планирует сертифицировать вертолет Ка-32А11ВС в странах Ближнего Востока.
Продолжается работа над международной сертификацией и других модификаций вертолета. Как рассказал Сулейманов, сейчас идут переговоры с Heliswiss о европейской сертификации модификации Ка-32А12. Позиция "Камова" заключается в том, что этот вариант является производным от версии Ка-32А11ВС, поэтому процедура сертификации должна быть облегченной. Однако разработчику и швейцарскому оператору еще предстоит распределить зоны ответственности и объемы затрат на сертификационный процесс.
"Камов" также работает над усовершенствованием Ка-32. Есть возможности по созданию полностью цифрового борта и установке нового целевого оборудования, в частности новой системы пожаротушения. По словам Сулейманова, использование современных бортовых систем уменьшает вес машины и соответственно увеличивает ее тяговооруженность. Также разработчики рассчитывают заменить двигатели ТВ3-117ВМА на более мощные ВК-2500 с цифровой системой управления.
Среди более отдаленных задач — разработка гражданской версии Ка-32-10, которая будет предназначена для перевозки до 20 пасс. на большие расстояния. Как объяснил главный конструктор "Камова", эта модификация фактически получит новый фюзеляж. Вертолет Ка-32-10 будет востребован добывающими компаниями и сможет служить, например, для доставки вахтовиков на шельфовые буровые установки. По словам разработчика, камовская соосная схема дает уникальную возможность безопасно эксплуатировать вертолет в условиях сильных порывов ветра и при неблагоприятной погоде. — ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent