Приоритет военным
B настоящее время российская авиационная промышленность практически не выпускает грузовые гражданские самолеты. Основные планы ОАК по выпуску грузовой авиатехники связаны с программами двойного назначения. Однако их успех напрямую зависит от военных, которые должны выступить стартовыми заказчиками.
В последние годы возможности российских авиастроителей в области грузовой авиатехники ограничивались выпуском грузовых версий узкофюзеляжного семейства Ту-204 и широкофюзеляжного Ил-96, предназначенных для перевозки грузов общего назначения. Однако поставки грузовых Ту-204 пока ограничились передачей по одному самолету авиакомпаниям Cubana de Aviacion и Air China. В этом году "Авиастар-СП" выпустило еще два грузовых Ту-204С, на которых лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) пока ищет заказчика. Также в этом году, похоже, развеялись надежды на продвижение грузового Ту-204-120CE с двигателями Roll-Royce RB-211-535Е4, который, кстати, стал первым российским гражданским типом ВС, сертифицированным по стандартам EASA. Осенью этого года Китай отказался от выполнения контракта 2001 г. на поставку пяти самолетов данного типа; к тому же Roll-Royce уже прекратил выпуск двигателей для этой модели (хотя в компании говорят, что при наличии заказа они смогут его выполнить). Как рассказал АТО представитель ОАК, в ходе переговоров с китайской стороной была достигнута договоренность перезаключить контракт, зафиксировав передачу только двух из оставшихся машин, поскольку они уже почти готовы и для них заранее были закуплены иностранные двигатели.
Три грузовых Ил-96-400Т были переданы в 2009 г. авиакомпании "Полет", четвертый самолет, по словам представителя ИФК, будет передан ей в следующем году. О других заказах на Ил-96-400Т лизингодатель пока не объявлял.
Упомянутые самолеты подходят для регулярных грузовых перевозок, где сильна конкуренция с зарубежными грузовыми моделями, также созданными на основе пассажирских лайнеров. Однако российские перевозчики занимают лидирующие позиции на рынке перевозок негабаритных грузов на рамповых самолетах, производство которых ОАК только планирует.
В этом сегменте основной спрос со стороны перевозчиков может приходиться на Ан-124 "Руслан" и Ил-76. Последние два Ан-124 были выпущены на "Авиастар-СП" в 2004 г., тогда же их производство прекратилось и на Украине. Единичные экземпляры Ил-76 в последние годы выпускались в ташкентском ТАПО им. Чкалова, о вхождении которого в ОАК до сих пор так и не удалось договориться.
Оба типа самолетов остаются в планах ОАК. Сейчас же "Авиастар-СП" занимается ремонтом и модернизацией "Русланов" — правда, в основном для российских ВВС. Решение о возобновлении производства этих самолетов пока еще не принято, хотя этот шаг уже несколько лет лоббируется крупнейшим гражданским эксплуатантом данного типа — авиакомпанией "Волга-Днепр". По словам президента ОАК Алексея Федорова, на подготовку к возобновлению производства Ан-124 потребуется не менее пяти лет, поскольку для этого нужно модернизировать технологическую и конструкторскую базу ульяновского завода. По информации представителя корпорации, выпуск модернизированного Ан-124 планируется возобновить в Ульяновске с 2015 г.
Там же должны освоить и производство модернизированного Ил-476. Как ранее заявлял гендиректор ульяновского предприятия, первый прототип этого самолета передадут на сертификационные испытания осенью 2011 г. Подготовка к серийному производству данного типа должна завершиться в 2013 г., а к 2015 г. завод рассчитывает выйти на темп производства 10 Ил-476 в год.
Представители ОАК неоднократно говорили, что запуск программ Ан-124 и Ил-476 требует больших вложений, поэтому потенциальных гражданских заказов на эти типы недостаточно для окупаемости первоначальных инвестиций. Вот почему корпорация по этим программам рассчитывает в основном на военных, которые должны сформировать свой заказ на военно-транспортные самолеты в готовящейся сейчас Госпрограмме вооружений до 2020 г. Можно предположить, что в случае формирования заказа военные получат и приоритет в поставках рамповых грузовых машин, а значит, для гражданских перевозчиков эти типы будут доступны не скоро.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent