Проект федерального закона "Об аэропортах..." закрепляет терминологические расхождения с ИКАО
В приложениях к проекту федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" есть документ "ПЕРЕЧЕНЬ актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации", в котором утверждается, что "Принятие федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства". Как показала проверка, это утверждение не соответствует действительности. Во-первых, придется корректировать Воздушный Кодекс, а во-вторых, разбираться с возникающими или усугубляющимися конфликтами со множеством других документов.
Сравнение терминов, предлагаемых проектом закона "Об аэропортах..."
Термины проекта закона |
Термины, используемые в ГА РФ |
Термины, используемые в ИКАО |
Ремарки |
1) авиаузел – два и более аэропорта одного статуса, контрольные точки аэродромов которых расположены в пределах территории, граница которой задана окружностью с радиусом 50 километров; |
"аэроузел" - объединение близко расположенных районов аэродромов (вертодромов), которые имеют общие границы и организация выполнения полетов с которых требует согласования и координирования (ФП ИВП-138); |
Нет |
Общий термин аэроузел. Термин авиаузел исторически используется только в отношении аэропортов московского авиаузла. Необходимость его использования не очевидна. |
2) авиационная деятельность в аэропортах – деятельность, осуществляемая операторами аэропорта по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, по предоставлению аэровокзала, грузового терминала, наземному обслуживанию авиаперевозок; |
Деятельность в области авиации. Согласно ВК РФ и Указу Президента от 8 августа 1998 года № 938 осуществляется государственное регулирование деятельности в области авиации, а не авиационной деятельности |
Нет |
Необходимость его использования не очевидна. Придется корректировать ВК РФ и Указ Президента |
3) аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; |
Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. (ВК РФ) |
аэродром; AD - Определённый участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов. Примечание. B том случае, когда термин "аэродром" используется в положениях, касающихся планов полета и сообщений OBД, он, кроме аэродромов, охватывает также места, которые могут использоваться воздушными судами определенных видов, например, вертолетами или аэростатами. |
Уже существует. Необходимости введения нет, так как вместо унификации термина с ИКАО он закрепляет существующие различия. |
4) аэропорт – имущественный комплекс, включающий в себя аэродром, аэровокзал, подъездные пути, другие здания и сооружения, оборудование, предназначенные для приема, обслуживания и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок, пассажиров, обработки груза, багажа, почты; |
Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (ВК РФ) |
|
Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин. Придется корректировать ВК РФ |
5) аэровокзал (аэровокзальный комплекс) – объект инфраструктуры аэропорта, предназначенный для обслуживания пассажиров и включающий в себя необходимые для этого пассажирский терминал (терминалы), устройства и приспособления для посадки и высадки пассажиров, а также служебно-вспомогательные помещения, подъездные пути смежных видов транспорта; |
Нет |
Нет |
Принятие термина приведет к необходимости корректировки документов, т.к. он мог использоваться не в этом значении. Если же он всегда используется в этом значении, то нет необходимости его введения нового термина. |
6) взлетно-посадочная полоса (ВПП) – часть территории аэродрома, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов; |
взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;(Нормы годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации (НГЭА ЭА), утв. приказом Минпромторга России от 30 декабря 2009 г. № 1215) Взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - основная часть летной полосы аэродрома, специально подготовленная и оборудованная для обеспечения разбега при взлете и пробега после посадки воздушного судна. ВПП может быть с искусственным аэродромным покрытием (ИВПП) и грунтовой (ГВПП). (Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации (РЭСА ЭА), утв. приказом Минпромторга России от 30 декабря 2009 г. № 1215) |
взлётно-посадочная полоса; ВПП - Определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлёта воздушных судов. |
Принятие термина приведет: 1. к закреплению различий с ИКАО 2. к необходимости корректировки документов |
7) гидроаэродром – комплекс объектов и оборудования на водном участке (акватории) и береговой полосе, предназначенный для взлёта, посадки, стоянки и технического обслуживания гидросамолётов; |
Нет |
Нет |
Понятие аэродром предполагает его расположение на водной поверхности, Поэтому понятие гидроаэродром, как сокращение от "водного аэродрома" не требует специального определения. Принятие термина приведет к необходимости корректировки документов. |
8) главный оператор аэропорта – хозяйствующий субъект из числа операторов аэропорта, владеющий сертификатом соответствия аэропорта (держатель сертификата); |
"главный оператор" - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации; (Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599) |
эксплуатант; Лицо, организация или предприятие, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.
сертифицированный аэродром - Аэродром, эксплуатанту которого выдан сертификат аэродрома. |
Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин. |
9) грузовой терминал – склад аэропорта, где осуществляются операции по перронной и складской обработке груза; |
Нет |
Нет |
Общетранспортный термин, который не нуждается в специальном понятии для государственного регулирования деятельности в области авиацию. Кроме грузовых и пассажирских, есть еще почтовые терминалы. Сравнение склада с терминалом некорректно. |
10) инфраструктура аэропорта – аэровокзальный комплекс, аэродром, стоянки автотранспорта, объекты коммунального хозяйства, линии электропередач, объекты электросетевого хозяйства, трубопроводы нефти, газа и продуктов их переработки, газораспределительные системы, автомобильные дороги, железнодорожные пути, прочие объекты и коммуникации, необходимые для обеспечения деятельности аэропорта, а также иные объекты общего пользования; |
Нет |
Нет |
Общетранспортный термин, который используется в отношениипроизводственной и инженерной инфраструктур аэропортов. Например, в ФЗ 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". В Типовом концессионном соглашении в отношении аэродромов, зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктур аэропортов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 739) |
11) инфраструктурный платеж – плата за пользование объектами инфраструктуры аэропорта; |
Нет |
Нет |
Необходимость его использования не очевидна. |
12) контролируемая зона аэропорта – часть территории аэропорта, включающая аэродром, критические зоны радиомаячных систем посадки, объекты управления воздушным движением, радио- и электросветотехнического оборудования аэродромов, склады авиатопливообеспечения, грузовые терминалы, склады хранения опасных грузов, а также прилегающую к ним территорию и здания, сооружения или их части, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности аэропорта; |
Нет |
контролируемая зона Рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется.
охраняемая зона ограниченного доступа; стерильная зона Те участки контролируемой зоны аэропорта, которые определены как зоны наивысшего риска и в которых в дополнение к контролированию доступа применяются другие меры контроля в целях безопасности. Как правило, такими зонами, кроме всех прочих, являются все зоны, предназначенные для вылетающих пассажиров коммерческой авиации, от пунктов досмотра и до воздушного судна, а также перрон, зоны сортировки багажа, включая зоны обслуживания воздушных судов, где присутствуют досмотренные багаж и груз, грузовые склады, центры сортировки почты, помещения служб бортпитания и чистки самолётов, расположенные в контролируемой зоне. |
Введение понятия контролируемой зоны службой авиационной безопасности определит необходимость введения понятий о контролируемых зонах другими службами, например, службой ОВД или перрона. Контролируемые зоны должны определяться исходя из ответственности и обязанностей контролирующих их служб, а не устанавливаться законом. Введение – обусловит коррекцию документов. |
13) контрольная точка аэродрома – точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат, определяемая главным оператором аэропорта и опубликованная в инструкции по производству полетов; |
- контрольная точка аэродрома - точка, определяющая географическое местоположение аэродрома; (Нормы годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации; Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации, утвержденные Приказом Минпромторга России от 30 декабря 2009 г. № 1215) контрольная точка аэродрома (КТА) - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат; (ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128) - "контрольная точка аэродрома" - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат (далее именуется - КТА); Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утверждены приказом Минобороны России, Минтранса России и Российского авиационно - космического агентства от 31 марта 2002 г. № 136/42/51 |
контрольная точка аэродрома; ARP; КТА - Точка, определяющая географическое местоположение аэродрома. (ИКАО). |
Противоречит ИКАО и принципам БП, т.к. в условиях использования разных систем координат допускает возможность самостоятельного выбора оператором системы координат. Введение – обусловит коррекцию документов. |
14) наземное обслуживание авиаперевозок – деятельность, осуществляемая операторами аэропорта по обслуживанию, посадке и высадке пассажиров, доставке пассажиров и экипажа, обработке грузов, багажа и почты, техническому обслуживанию воздушных судов, обеспечению их горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями. |
Нет |
Нет |
В наземном обслуживании предполагается выделить деятельность по обслуживанию авиаперевозок. Создается проблема регулирования деятельности по наземному обслуживанию пользователей воздушного пространства, кто не занимается авиаперевозками. |
15) неавиационная деятельность в аэропортах – деятельность, осуществляемая в аэропортах и не относящаяся к авиационной; |
|
|
Предлагаемое определение термина бессмысленно, так как неавиационная деятельность, это любая деятельность за исключением авиационной. Нет необходимости введения специального понятия неавиационной деятельности в аэропортах, так как понятие авиационная деятельность не привязывается к деятельности аэропорта. |
16) оператор аэропорта – хозяйствующий субъект, осуществляющий авиационную деятельность в аэропорту; |
"оператор" - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах; (Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599) |
эксплуатант; Лицо, организация или предприятие, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.
сертифицированный аэродром - Аэродром, эксплуатанту которого выдан сертификат аэродрома. |
Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин. |
17) полоса воздушных подходов – часть воздушного пространства, где воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку, которая примыкает к торцу взлетно-посадочной полосы. Для аэродромов классов А – Е полоса воздушных подходов ограничена в горизонтальной плоскости – сектором равным 8,5 градусов в каждую сторону от продольной оси и максимальным радиусом равным 30 километров в проекции на земную или водную поверхность от её торцов, а в вертикальной плоскости – высотой 1 километр относительно высоты контрольной точки аэродрома. Методика определения границ полосы воздушных подходов для неклассифицированных аэродромов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации; |
На аэродроме устанавливается полоса воздушных подходов (воздушное пространство в установленных границах), примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку (ФП ИВП-138). Границы полос воздушных подходов на гражданских аэродромах, представляющие собой воздушное пространство в установленных границах и примыкающие к торцам взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), устанавливаются в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов при наборе высоты после взлета и снижении при заходе на посадку. Полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах имеют ближнюю границу, дальнюю границу и боковые границы. Ближняя граница полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах прилегает к концу летной полосы и совпадает с ней по размерам. Дальняя граница полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах параллельна ближней границе и расположена на расстоянии 30 км от конца летной полосы. Боковые границы полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах начинаются от ближней границы полосы воздушных подходов на гражданских аэродромах и расходятся под углом 8,5° (15%) в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП до пересечения с дальней границей полосы воздушных подходов. Из границ полос воздушных подходов на гражданских аэродромах исключаются зоны, полеты в которых запрещены.(Порядок установления границ полос воздушных подходов на гражданских аэродромах, утв. Приказом Минтранса России от 9 ноября 2010 г. № 243) Полоса воздушных подходов - часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу ВПП и расположенная в направлении ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.(Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации (РЭСА ЭА), утв. приказом Минпромторга России от 30 декабря 2009 г. № 1215). |
Нет |
Установление границ воздушных подходов – это вопросы ИВП, а не аэропортовой деятельности. Введение – обусловит коррекцию документов. |
18) пропускная способность аэропорта – технологическая характеристика аэропорта, определяющая максимальное число обслуживаемых в аэропорту воздушных судов и пассажиров в установленный промежуток времени; |
"техническая возможность аэропорта" - расчетная величина, определяемая нормативами пропускной способности объектов инфраструктуры аэропорта, в том числе взлетно-посадочных полос, перрона, аэровокзала (терминалов), пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов и хранения авиационного топлива. (Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599) |
пропускная способность аэропорта: количество пассажиров и груза, которое может быть пропущено через аэропорт за установленный период времени; комбинация пропускной способности ВПП и пропускной способности аэровокзала. |
Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин. |
19) слот – временной интервал прибытия или отправления воздушного суда согласно сезонному расписанию и суточному плану по приему и отправке воздушных судов; |
"слот" - включенное в расписание время отправления и (или) прибытия (взлет или посадка) для конкретного типа (типов) воздушного судна в определенную дату (день недели); (Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599) |
airport slot "окно" аэропорта (...) назначенный день и время (обычно в интервале 15 или 30 мин) прилета воздушного судна в аэропорт или его вылёта из аэропорта. |
Если эти термины содержат принципиальные различия, то их придется устранять внесением правок в действующие документы, если нет, то нет необходимости вводить новый термин. |
20) территория аэропорта – территория, включающая в себя земельные участки (части акватории), на которых расположен аэропорт; |
Нет |
Нет |
Предлагаемое определение термина бессмысленно, так как формализует общепринятое значение этого понятия. |
21) технология работы аэропорта – описание форм и методов осуществления деятельности в аэропорту, включая порядок взаимодействия и разграничение ответственности между главным оператором аэропорта, оператором аэропорта и потребителями аэропортовых услуг, описание обеспечивающих систем управления и связи, а также другие обязательные к исполнению организационно-технологические документы. |
Нет |
Нет |
Введение термина потребует создание соответствующей типовой технологии, которая затем будет реализовываться в технологиях соответствующих операторов. В ИКАО для этих случаев предусматривается разработка Руководства аэродрома. |
22) центр взлетно-посадочной полосы – точка, которая определяет местоположение взлетно-посадочной полосы в выбранной системе координат, совпадающая с геометрическим центром продольной оси взлетно-посадочной полосы. |
Нет |
Нет |
Предлагаемое определение термина бессмысленно. Если необходимо правило определения местоположения ВПП, то в каких-то случаях это может быть и центр. Но центр ВПП не всегда определяет местоположение ВПП. Независимо от центра ВПП есть понятие располагаемая длина. Введение – обусловит коррекцию документов. |
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent